ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Остров инвестируемых надежд: кегостровскому проекту не хватает «трех пазлов»


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 06.11.2015 06:45:22

Проект развития Кегострова как рекреационной и туристической территории Архангельска появился довольно давно — около восьми лет назад. Но только в этом году его создатели получили возможность значительно ускорить реализацию своих планов, среди которых — благоустройство «диких» пляжей, открытие гостевых домов и небольших музеев, строительство канатной дороги на остров, а в будущем, возможно, и ландшафтных экопарков.

В июле Корпорация развития Архангельской области проводила форум «Народная стратегия», где были представлены около ста наиболее интересных и перспективных для региона инициатив. Проект «Кегостров — сердце Поморья» попал в число утвержденных мэрией для презентации от областного центра.

Именно на Кегостров отправился с первым визитом губернатор Игорь ОРЛОВ сразу после победы на выборах в сентябре. Тогда он отметил, что эта территория должна стать «точкой роста как для города Архангельска, так и для области».

Что вдруг изменилось и как авторы проекта планируют привлечь на Кегостров инвесторов и туристов, если пока любой разговор на эту тему начинается с вопроса: «А как туда вообще попасть?»

На Сёмгин Язык

«Сейчас этот вопрос уже не так актуален, - считает руководитель проекта, председатель Кегостровского землячества Вадим МЕДВЕДКОВ. - За последние четыре года остров значительно «приблизился»: добраться туда можно гораздо легче и с большим комфортом. В зимний период — по «официальной» дороге, которой не существовало с 90-х годов, с тех пор, как закрылся содержавший ее лесозавод. Хоть на машине, хоть с техникой — завезти строительные, пиломатериалы и т. д. Дорога, въезд на которую со стороны «материка» расположен примерно на одинаковом расстоянии от Архангельска и Северодвинска, будет размечаться и поддерживаться за счет средств регионального дорожного фонда».

Когда нет зимника, на остров регулярно ходит теплоход «Балхаш», время в пути занимает чуть более 15 минут. Летом фактическая численность населения острова возрастает с четырех до 15 тысяч человек и количество рейсов увеличивается.

От «конечной» «Балхаша» до мыса Сёмгин Язык — так называется место, где находится, пожалуй, самый популярный «неорганизованный» пляж — около 20 минут быстрой ходьбы. Остров только кажется компактным на карте, поэтому силы отдыхающих дошкольного и младшего школьного возраста нужно рассчитывать осторожно. Пока кегостровские пески трудно назвать золотыми: отличный вид на город за рекой портят груды мусора и брошенных кострищ.

Создание благоустроенных мест отдыха — часть проекта. На презентованной «Карте туриста» отмечены не только лучшие места для установки палаток, отдыха с детьми и самые красивые точки для фотосессий, но и, например, ближайшие аптеки - чтобы было понятно, куда в случае чего обращаться за медицинской помощью и где искать участкового.

Недалеко, по кегостровским меркам, от пристани и до знаменитой «царской тони», где во время приездов в Архангельск ловили рыбу, в том числе и крупную семгу, Петр I и Александр I. Говорят, не перевелась.

Мост или канатная дорога?

Территория бывшего лесозавода рассматривается как площадка под пейнтбол и промышленный альпинизм. В проекте много всего, что тоже может быть интересным для бизнеса, — от организации конных прогулок до строительства аквапарка. Есть и схема канатной дороги между Кегостровом и центром города, отправной точкой в котором является район Красной пристани.

«Почему-то этот пункт поначалу у многих вызывает улыбку, - продолжает Вадим Медведков. - Но как раз канатная дорога со смотровыми вышками на обоих берегах — один из наиболее эффективных и понятных с позиции возврата инвестиций объект. Можно проехаться на фуникулере, посмотреть на Архангельск с высоты птичьего полета, сделать панорамные снимки и свое фото на фоне города... Такие канатные дороги работают уже несколько лет, к примеру, в Нижнем Новгороде. В САФУ есть готовые схемы не только для Кегострова, но и для Бревенника и Хабарки. Конечно, поездка будет не бесплатной — 80-100 рублей. Уверен,  спрос будет огромным — не только среди туристов и приезжих, но и у жителей Архангельска».

Вариант со строительством моста, вернее, двух - с выходом на Северодвинскую трассу через остров - тоже изучается и просчитывается. Но, пожалуй, это исполнимо только на федеральном уровне. Кроме того, такая «перемычка» почти вдвое «сократит» расстояние между городами, а значит, Кегостров рискует повторить судьбу Краснофлотского и утонуть в транспортном потоке.

«Карта инвестора»

Помимо «Карты туриста» авторы проекта подготовили «Карту инвестора». На ней предварительно обозначены источники финансирования того или иного объекта. Всего источников пять: кроме денег из городского, областного и федерального бюджетов, предусмотрены вложения поселений и внебюджетные средства — от различных общественных организаций, предпринимателей и инвесторов. «Перестановка флажков» на картах, конечно, будет, но в целом создать на Кегострове рекреационно-туристическую  территорию планируется к 2020 году.

«С одной стороны, проект пока довольно сырой и нуждается в доработке до предложений инвесторам: насколько я понимаю, именно для этого и была создана Корпорация развития области, одно из направлений работы которой — программы развития территорий. Есть  интерес и со стороны министерства местного самоуправления, - поясняет Вадим Медведков. - С другой стороны, с нуля начинать не придется. К нам ездят спокойно покататься на велосипедах, в походы, на пикники... Тропы, отмеченные на карте, уже стихийно созданы людьми, которые видят отличную возможность отдохнуть на природе в четверти часа пути от центра. На острове есть свой музей поморской истории, созданный Натальей Кузьминой, - «Кярь-дом». Недавно я был в похожем музее в Вардё (норвежцы очень гордятся своим поморскими корнями) — у нас на Кегострове экспонатов в несколько раз больше».

У мыса Сёмгин Язык сходятся все семь протоков Северной Двины. И точно не совпадение, что здесь же, на острове, - шесть поморских деревень. В них сохранились поморские избы, которые тоже могут стать музеями. Есть и дома, пригодные для перестройки под гостевые. Правда, эта часть проекта пока на начальной стадии.

В ходе «послевыборной» поездки на Кегостров губернатор пообещал выделить в рамках программы развития Архангельска как областного центра деньги на углубление островного канала, на котором занимаются гребцы местной спортшколы. Его коммерческое использование также возможно.

«Общая картина готова, но не хватает трех «пазлов», - добавляет Вадим Медведков. - Во-первых, активного участия муниципалитетов — Октябрьского округа Архангельска и администрации Приморского района. Во-вторых, участия области — прежде всего в части транспорта и логистики. Если плотно поработать первые два года, возможно и привлечение федеральных ресурсов через туристические, кластерные программы. Третий «пазл» - более активное сотрудничество со стороны власти с Общественным советом острова Кего. Проект имеет большое социальное значение: если он будет реализован, наверняка появятся желающие построить там дома, дачи, следом потянется торговля — поселки и деревни начнут оживать».





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5