ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Готова ли Архангельская область принимать туристов?


Андрей ПЕРЦЕВ | 03.06.2011 06:40:26

Архангельская область всерьез берется за туризм и надеется привлечь иностранных гостей. Турпоток, по планам регионального правительства, должен увеличиться вдвое как за счет иностранцев, так и за счет соотечественников. В планах развивать арктический, эко- и этнотуризм. Однако реальность такова, что отдых в Архангельской области относится к категории дорогих удовольствий, а инфраструктура в глубинке отсутствует почти полностью.

 

Планов у областного правительства и впрямь громадье, а после Международного туристического форума их порядком прибавилось.

«Перед нами стоит большая задача - активное развитие въездного и внутреннего туризма в Архангельской области. Сейчас ежегодный турпоток составляет 300 тысяч человек. Мы ставим перед собой цель в ближайшие несколько лет увеличить его до полумиллиона туристов», - планирует  министр по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области Анастасия СТАРОСТИНА.

Но за счет чего хотят увеличивать? В том числе, за счет делового туризма: регион может принимать различные форумы и конгрессы Арктического региона. Эта перспектива, кстати, не кажется туманной и невыполнимой: авиасообщение с Архангельском налажено неплохое, показать вокруг столицы региона тоже есть что (например, Малые Карелы), есть и неплохие гостиницы. Но вот когда речь заходит о глубинке, в ближайшую перспективу увеличения турпотока в два раза верится с большим трудом.

Руководителя Федерального агентства по туризму  Александра Радькова очень заинтересовал  проект зимнего фестиваля колокольного искусства «Хрустальные звоны» в Каргополе, он даже предложил провести в этом городе мероприятие всероссийского уровня. Вполне можно допустить, что при помощи федерального центра завлечь туристов на фестиваль и получится, но что будет с  российскими или, тем паче, с иностранными гостями в Каргополе, вернее, по дороге в это замечательное место?

Путевая лирика

Конечно, прямых авиарейсов в Каргополь нет. Город стоит в стороне от железной дороги (от станции Няндома до Каргополя - 80 километров). Расписание поездов очень неудобное: московские и питерские поезда приходят в Няндому глубокой ночью, архангельские - ранним утром. Вагоны поездов далеко не люкс-класса. Ехать от Архангельска до Каргополя на автобусе тоже удовольствие сомнительное: расстояние, как-никак, 500 километров, да и дорога не автобан.

Вполне может быть, что после приключений иностранцев на Каргополье наш регион они забудут не скоро, да еще и друзьям о нем расскажут. Догадайтесь, с какой стороны представят...

Вообще, придумок дельных довольно много: на Кегострове, например, хотят организовать поморскую деревню. Если она рассчитана на любителей экстремального туризма, то добро пожаловать на Кего хоть сейчас. Но если ставка делается на респектабельных поклонников этно и эко-туризма, то прежде, чем звать их на остров в городской черте, нужно привести в порядок элементарную инфраструктуру. Пока на Кегострове может в любую минуту «отрубиться» электричество (и не факт, что его вернут в день аварии), отключения воды вообще дело обыденное. Придется гостю, отдавшему немалую сумму за отдых в Поморской деревне (хотя бы за дорогу к ней), на ощупь брести к дому, читать при лучине и познавать другие прелести поморского быта.

А губернатор-то знает!

Губернатор Илья Михальчук, кажется, о таком сценарии подозревает.

«Нужно улучшать транспортную инфраструктуру, значительно повышать качество сервиса, чтобы люди видели, что мы их ждем, захотели вернуться. Мы видим в туризме прежде всего экономическую выгоду», - размышляет губернатор.

Ход мыслей правильный, прибрались в доме - позвали гостей. Но пока происходит наоборот: гостей звать хотим, уже приглашения красочные готовим, а в доме... ну, так скажем, порядка немного. А ведь гостей думаем звать аж из Лондона. Ростуризм даст области место на выставке World Travel Market, мастер из Лешуконья отправится в Мадрид, на Дни России в Испании.

«Мы хотим, чтобы испанцы увидели наши русские народные ремесла, и готовы пригласить туда одного из мастеров Лешуконского района, который славится своими традициями изготовления щепной «птицы счастья» и плетением из бересты, - заявил пресс-секретарь Ростуризма Олег МОСЕЕВ. - Кроме того, возможно, используем и поморскую кухню, например, испечем и представим на улицах Мадрида гигантскую северную кулебяку».

Судя по размаху презентации, гости и впрямь могут решить, что туризм в Архангельской области уже налажен, вот северяне и зовут в гости. Но на родине мастера «птиц счастья» испытать счастье иностранцам вряд ли удастся.

Губернатор и вовсе удивил: он считает, что посещение верфей Северодвинска и космодрома Плесецк, станет перспективным туристическим направлением. И опять Илья Михальчук прав. Есть немалая категория граждан различных государств, для которых посещение «Севмаша», «Звездочки», Плесецка будет весьма интересным. Профессия этих людей - разведчик, и они с удовольствием отправятся на предприятия оборонки, с интересом пофотографируют, порасспрашивают сведущих гидов... Ну а если без шуток, и верфи Северодвинска, и Плесецк - режимные объекты, куда даже гражданин России попасть не может, не то что иностранец. Если на эти объекты и зовут журналистов, то аккредитация начинается за много дней до события...

Принять можем

Глава комитета по культуре и туризму областного Собрания Василий ГРИШИН не так пессимистичен. По его мнению, приглашать гостей начали не рано, а поздно.

«Регион заинтересован в туристах, это приток средств извне. К сожалению, системная работа в этом направлении началась лишь около трех лет назад», - сказал БК Василий Гришин.

По его словам, профильное министерство областного правительства разработало неплохую программу, но в регионе для полноценного приема туристов нужно менять и развивать многое.

«В первую очередь, это состояние дорог, ведь большинству туристов интересен не только Архангельск, - перечисляет депутат. - Во-вторых, состояние придорожной инфраструктуры – кафе, туалетов, площадок для отдыха. Такая инфраструктура почти полностью отсутствует. Гостиниц, кафе в районных центрах и поселках тоже немного».

По мнению Василия Гришина, не следует говорить о том, что в регион поедут только богатые туристы: даже среди иностранцев велика доля студентов. Глава комитета обращает внимание на еще одну проблему, не материального, но ментального характера.

«Жители региона должны быть готовы принимать гостей, развивать свое дело в этом направлении. Пока туризм как источник дохода северянами почти не осознается», - констатирует Гришин.

Есть и другой аспект проблемы, которому областное правительство внимания уделяет крайне мало: необходимы научные исследования в сфере туризма. Сколько гостей без ущерба могут принять охраняемые природные территории, сколько нужно гостиниц, гостевых домов. Куда поедут богатые гости, а куда любители экстрима… На все эти вопросы было бы неплохо ответить еще перед разработкой программы.

«Нельзя сказать, что мы не готовы принимать туристов, нельзя, потому что есть Соловки и есть Малиновка, есть Красная Горка и Каргополь», - делится размышлениями экс-глава Пинежского района, традиционно привлекавшего много туристов, Павел МЕНЬШУТКИН.

Он указывает, что для разных видов туризма инфраструктура может быть разная, однако высокого процента возвращений при нынешнем ее состоянии ждать не стоит. По словам Меньшуткина, от участия региона в двух выставках поток резко не повысится, поэтому катастрофы с огромным количеством туристов, которых негде принять, ждать не стоит.

«Можно даже продумать маркетинговые ходы для этих выставок, придумать некий слоган о преодолении препятствий ради северных красот. Это действительно может привлечь туристов», - уверен Павел Меньшуткин.

Времени до выставок достаточно, от того, предстанет на них наш регион раем для комфортного отдыха или суровой, но гостеприимной землей, будет зависеть впечатление гостей, которые начнут разносить свое мнение по всему свету.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5