Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора, из архива редакции | 06.02.2024 12:20:58
Развивать туризм на Севере – дело не из простых, а уж в глубинке и подавно. Зачастую созданию инфраструктуры даже в популярных, казалось бы, у путешественников местах мешает пресловутое «отсутствие достаточного трафика». И попытки составить финансовую модель будущего проекта заканчиваются отказом от него. Во многом поэтому до сих пор нет точек общепита ни в Сольвычегодске, ни в Верколе, ни в селе Ломоносово. При этом потребность в таких заведениях, безусловно, существует.
Отсутствие инфраструктуры для приёма туристов во многих интересных для путешественников точках – серьёзная проблема, тормозящая развитие индустрии впечатлений. Согласитесь, далеко не каждый гость останется доволен подобным «сервисом»: отсутствием общепита, места, где можно погреться или укрыться от дождя, и, в конце концов, туалета. Примечательно, что даже в одном из самых раскрученных на Севере мест – в Териберке (Мурманская область) – все эти блага цивилизации появились лишь через некоторое время после того, как туда хлынул поток туристов.
Что уж говорить про менее известные для широкой аудитории локации Архангельской области. Одной из них, имеющих потенциал для развития, является село Ломоносово и Куростров в целом, где немало интересных объектов показа. О том, как привлекают сюда гостей и какие есть проблемы с их приёмом, мы побеседовали с директором Историко-мемориального музея М. В. Ломоносова, руководителем проекта «Ровдина Гора» Николаем ВЫМОРКОВЫМ.
И фудтрак не приживётся?
Внимание к селу Ломоносово активно привлекают, в частности, разные телевизионные проекты. Среди последних – сериал «Из поморов мы», который выйдет на экраны в этом году. Сюжет картины завязан на историю Михаила Васильевича Ломоносова. Часть сцен снимали на Курострове, в том числе на территории музея.
Прибыла достаточно большая съёмочная группа, для которой нужно было организовать питание. При этом кафе или столовой на Курострове нет. Выходом из ситуации стал фудтрак.
«Было бы логично пригнать в Ломоносово фудтрак из Архангельска. И я знаю, что организаторы обращались в архангельские заведения, но не нашли понимания. В итоге пришлось вызывать предпринимателей из Москвы, – рассказал Николай Выморков. – Естественно, я решил узнать, насколько им интересна наша локация и могли бы они работать в Ломоносово на приёме туристов на регулярной основе. Вместе прикинули объёмы спроса. По мнению предпринимателей, их точка здесь не окупится. Вывод неутешительный: даже такая «лёгкая» версия общепита, как фудтрак, у нас не выживет. Вообще немало предпринимателей выражали намерение организовать на Курострове точку общепита. Приезжали, смотрели, считали возможные доходы, расходы и… уезжали».
К слову, раньше в Ломоносово кафе было, но в период пандемии закрылось. Активных попыток реанимировать его никто не предпринимал.
Гостиница на базе музея
«Всё упирается в отсутствие достаточного трафика. И сегодня сложно поверить в то, что произойдёт резкий всплеск интереса к селу Ломоносово и сюда ринутся предприниматели, желающие что‑то организовать. Лучшим выходом может стать комплексная реконструкция музея с превращением его в туристический центр. Это тот самый проект, который мы разрабатывали несколько лет назад», – напомнил Николай Выморков.
Предполагалось создание современного музейного центра, включающего, помимо экспозиционно-выставочных пространств, помещения для хранения фондов, библиотеку, кафе и гостевые комнаты, а также рекреационную зону.
«С местами для размещения в Ломоносово история похожая: такие точки открывались и, немного поработав, закрывались. На мой взгляд, вся проблема в том, что создатели мест размещения в глубинке не всегда понимают запросы туристов и организуют всё, руководствуясь только собственными… ощущениями. К примеру, по их логике, туалет на улице – это не проблема. В итоге если гости к ним и наведываются, то редко, и в конечном счёте такие проекты не выживают», – продолжил наш собеседник.
В своё время в Архангельской области активно открывались гостевые дома в глубинке, зачастую в деревенских домах. Чаще всего в них не было привычных удобств, а рядом – необходимой инфраструктуры. В большей степени всё было заточено под приём «как в деревне у бабушке», но желающих так провести свой отпуск мало. Поэтому многие гостевые дома, где не были организованы комфортные условия для приезжающих и не появились какие‑либо фишки, просто закрылись.
Однако главная проблема развития подобных проектов – в отсутствии или нехватке базовой инфраструктуры: дорог, мостов, которые должны прийти на смену паромным переправам и обеспечить транспортную доступность отдалённых территорий, подходящих земельных участков в привлекательных для путешественников местах. К тому же всё осложняется необходимостью подведения к ним коммуникаций: воды, электричества и газа, а это серьёзные затраты для потенциального инвестора.
Доберутся ли до дома Бажениных?
Складывающиеся тенденции вызывают опасения у директора музея М. В. Ломоносова и по поводу будущего дома Бажениных, который планируют превратить в гостевой дом-музей с постоянной экспозицией и местами для размещения.
«По той концепции, которая у меня родилась, наиболее массовое посещение дома Бажениных предполагается в холодный сезон – по зимнику. В Вавчугу есть возможность попасть с правого берега: те, кто направляется в сторону Голубино, Верколы, Мезени, Кимжи, могут заехать и сюда. Сама по себе дорога до Голубино малоинтересна – там нет дополнительных точек посещения. А дом Бажениных может ею стать», – считает Николай Выморков.
Другой вариант попадания – летом на лодке. До этого нужно на пароме переправиться на Куростров, затем на машине добраться до полей и пойти пешком. Не каждому туристу понравится такое приключение! Необходимость пользоваться паромной переправой сильно ограничивает и доступность самого Курострова.
«Примечательно, что музей включён в проект «Дорога на Русский Север». Но захочется ли туристам, которым осталось ехать до Архангельска всего час-полтора, заморачиваться с ожиданием парома, чтобы посмотреть музей… Другое дело – те же караванеры, которые могут себе позволить остановиться в точке подольше. Кстати, в прошлом году в Ломоносово несколько раз стояли дома на колёсах. Раньше я их тут не видел. Пообщался с ребятами: это были гости из Москвы, которые ехали в Архангельск и останавливались по пути там, где им что‑то показалось интересным, даже на 2-3 дня», – привёл пример собеседник «БК».
События, которые притягивают
Для привлечения туристов в труднодоступные локации используются различные способы, и один из них – развитие событийного туризма. И Ломоносово в тренде. К примеру, здесь проходят велозабег «Тур-де-Кур» и фестиваль «Ровдина Гора фест».
«В первую очередь, люди едут за впечатлениями, эмоциями, хотя, конечно, есть и те, кто едет за информацией. К примеру, тот же «Тур-де-Кур» начинался с идеи прокатиться на велосипедах по Курострову, – пояснил директор музея. – Первый раз около половины его участников были местные жители. В прошлом году мы подобрали более сложный маршрут, и большая часть участников приехала из Архангельска. Есть идея сделать велоэкскурсии регулярным форматом, однако для этого необходимо создать свой велопарк. Но на данный момент наша цель – проводить «Тур-де-Кур» раз в сезон, предлагать всегда новый маршрут, чтобы наработать базу».
Другая инициатива – «Ровдина Гора фест». Это событие создавалось для привлечения внимания к сохранению мельницы-голландки: единственной подобной мельницы, сохранившейся на своём историческом месте. К слову, в дальнейшем фестиваль планируют трансформировать в другое событие.
«Активную помощь в подготовке фестиваля оказывают местные жители. Вообще, взаимодействие с ними – важный аспект развития туризма на территории. Тот же музей Ломоносова существует во многом благодаря местному населению, – подчеркнул директор музея. – С Ровдиной Горой отчасти та же история. Конечно, к нашей деятельности не все относятся однозначно. Но мы открыты для диалога: встречаемся с людьми, разъясняем спорные моменты. Туризм и, тем более, сохранение наследия предков – это всегда история, завязанная на местных жителей. Должны быть люди, кому это нужно, иначе особого смысла в реализации подобных проектов нет».