ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

Чем привлечь туристов в кризис? Туроператоры расширяют круг контактов


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото Николая Гернета и Алексея Липницкого | 07.10.2016 21:58:11
Чем привлечь туристов в кризис? Туроператоры расширяют круг контактов

В минувший вторник за «круглым столом», организованным Архангельской региональной туристской ассоциацией (АРТА) и редакцией «БК», обсуждались итоги летнего сезона и тенденции, которые прослеживаются в операторском бизнесе. Итак, кто едет к нам сегодня, невзирая на взрывоопасную обстановку в мире, и чем готово привлекать новых гостей профессиональное сообщество?


Меняется состав туристических потоков, дорожают билеты на самолеты и поезда дальнего следования. В последние два года на рынке отчетливо видна отрицательная динамика, но колебания спроса необходимо анализировать: на одних направлениях он неуклонно снижается, а на других не только сохраняется, но и внушает сдержанный оптимизм. Для работы в условиях затяжного политического и экономического кризиса требуются прорывные проекты, считают ведущие туроператоры Архангельской области.

Северная одиссея

«Мы специализируемся на массовом туризме, и 2016 год оказался сложным – так оценивает ситуацию финансовый директор Экскурсионной компании «Помор-Тур» Сергей НИКУЛИН. – Глобально «просели» заказные рейсы на Соловецкие острова: если в прошлом году их было 46, то в этом году всего 17, то есть мы наблюдаем почти трехкратное снижение. Корпоративные выезды на Соловки фактически сошли на нет, хотя статистика по регулярным рейсам оставалась на уровне прошлого года. Предприятия и государственные организации, которые раньше охотно использовали такую форму проведения семинаров и совещаний, от нее отказываются – скорее всего, она становится слишком затратной».

Неизменна популярность Кий-острова. Все туры раскупили в самом начале июня, хотя один из них – двухдневный – все-таки пришлось отменить из-за сильного шторма, разыгравшегося на Белом море. Невозможно на 100% спланировать водные путешествия заранее: стихия вносит коррективы в самый неподходящий момент.

Если бы не ветра и грозы, то заметно выросло бы количество экскурсий по Северной Двине на пароходе-колеснике «Н.В. Гоголь», который отпраздновал 105-летие. В период с 28 мая по 27 сентября его команда выполнила 63 рейса - на пять больше, чем в прошлом году: 14 заводских для персонала «Звездочки», 11 с официальными делегациями, один четырехдневный туристический рейс по маршруту Архангельск – Брин-Наволок – Новинки – Архангельск и 37 коммерческих прогулочных. Еще 17 рейсов сорвались из-за штормовых предупреждений.

«Минувшим летом только за десять дней мы организовали 47 экскурсий для школьников по пароходу «Н.В. Гоголь», – уточняет Сергей Артурович. – Если умножить 47 на 30, то получим очень большое число с точки зрения статистики, но в денежном выражении получится незначительная для бизнеса сумма».

В следующую навигацию посадка и высадка туристических групп будет происходить на Красной пристани. Интерес к путешествиям по акватории порта и по северным рекам, к историческим центрам судостроения, нарастает во всех целевых группах. Причем львиная доля спроса приходится на жителей обеих российских столиц с доходом значительно выше среднего. На лето 2017 года уже запланировано три полноценных туристических рейса. По-видимому, этот позитивный тренд скажется не только на статистических показателях посещаемости Архангельска, но и на доходности речных круизов.

Многолетний опыт общения с коллегами, партнерами и потенциальными клиентами на российских и международных выставках убеждает в том, что Архангельск по-прежнему воспринимается как «колыбель Российского флота». Люди мечтают подняться на борт корабля, увидеть закат солнца над Белым морем, оказаться в исходной точке Северного морского пути. И чем больше государственного внимания приковано к Арктике, тем больше шансов на успех созвучных туристических продуктов. Первый – короткие экспедиционные туры на действующих ледоколах «Диксон», «Капитан Евдокимов» и «Капитан Чаадаев» – был опробован в этом году. Число пассажиров, которых может принять такое судно, ограничено, поэтому на сегодняшний день эксклюзивное предложение носит скорее имиджевый, чем коммерческий характер. В перспективе – при условии пассажирского морского сообщения между Архангельском и Мурманском, которое обсуждается в Минтрансе РФ – оно может дать начало масштабному межрегиональному проекту.

Богатые тоже экономят

adnobaev_radik.jpg«В прошлом году в Каргополе наблюдался примерно 30-процентный наплыв экскурсантов, – сообщил Радик АДНОБАЕВ, заместитель директора по маркетингу и развитию Туристического бюро «Лаче». – Летом мы сработали с тем же результатом, что и в прошлом году. Можно сказать, я чувствовал себя более комфортно, чем когда-нибудь в жизни, потому что даже в июле всегда находились места в гостиницах, что для нашего города почти нереально, и наличие свободных номеров свидетельствует о спаде в смежной отрасли. По самым скромным оценкам представителей каргопольской индустрии гостеприимства, в прошлом году он составил не менее 5% и, скорее всего, окажется более значительным в этом году».

Как автор экспедиционных природных туров, Радик Михайлович отмечает, что сейчас в город-музей под открытым небом устремились люди весьма состоятельные – как минимум, из категории «средний-плюс». Почти совсем исчезла другая целевая группа – интеллигенция.

Среди туристов все больше молодых людей, занятых в крупном бизнесе и государственных структурах. В ближайшие два-три года ведущим региональным операторам нужно ориентироваться именно на них, считает Радик Аднобаев. Сейчас только у этой категории жителей центральной России есть возможность приобретать дорогие туры. Судя по отзывам клиентов, многие из них впервые побывали в северной провинции, и отдых в Каргополе превзошел ожидания. С некоторой долей осторожности они заявляют о готовности осваивать новые маршруты и постепенно продвигаться в северные районы Архангельской области.

beletsky_a.jpg«Не стану скрывать, что сезон был тяжелым, – вступает в беседу генеральный директор Туристического агентства «Визит» Александр БЕЛЕЦКИЙ. – По предварительным данным, в сравнении с прошлым годом поток туристов сократился примерно на 15%, несмотря на наше постоянное участие в выставках и активную деятельность областного Туристско-информационного центра. Зарубежные гости к нам не едут, а спад внутреннего рынка связан с прогрессирующим обнищанием людей среднего достатка. Тем не менее география контактов расширилась. Если раньше мы в основном нацеливались на московский рынок, то сейчас находим клиентов в ближнем Подмосковье, Самаре, Волгограде и крупных городах юга России. Многих интересуют рыбалка, охота и экстремальный туризм – трассы на снегоходах зимой и походы на байдарках в теплое время года».

VIP-клиенты стали экономить на трансфере, делится наблюдениями Александр Викторович. Даже те, кто в недавнем прошлом беззаботно арендовал вертолеты, приезжали на автотранспорте и отправлялись к местам охоты и рыбалки пешими и водными путями. К сожалению, намерению освоить все территории, перспективные с точки зрения экологического и экстремального туризма, препятствует слабая инфраструктура.

Наука гостеприимства

Примерно половина гостиниц Архангельской области не готова сотрудничать с туроператорами, хотя есть мировая практика и технологии приема туристических групп со скидками, что становится особенно актуальным во время школьных и студенческих каникул. В какой-то мере этот пробел восполняют хостелы, открывающиеся в Архангельске, но в основном их услугами пользуются «дикие» туристы. Для групповых туров нужны мини-отели с хорошим уровнем сервиса.

Заборский«В этом году совместно с агентством по туризму нам удалось организовать крупное деловое мероприятие для гостиничного бизнеса Архангельской области, – рассказывает член правления АРТА, директор регионального Фонда имущества и инвестиций Максим ЗАБОРСКИЙ. – Предварительно мы провели опрос и выяснили, какие темы наиболее интересны аудитории, привлекли экспертов из Москвы и Сочи и на безвозмездной основе пригласили всех желающих – от администраторов до управляющих. Семинар прошел успешно, с живым обменом мнениями и множеством откликов».

Фонд имущества и инвестиций управляет «трехзвездочной» архангельской гостиницей «Поморская столица», признанной лидером 2015 года в рейтингах Booking и TripAdvisor. В IV квартале откроется следующий объект – гостиница «Пинежская слобода» на 25 человек в Карпогорах. Как только он будет сдан в эксплуатацию, состоится презентация новых туров по Пинежью с посещением Верколы, Суры и экзотических островных деревень. Параллельно идет реставрация и реконструкция исторического здания в Сольвычегодске, где расположится спальный корпус санатория с благоустроенными гостиничными номерами.

Пинежский район с прекрасно сохранившимся Веркольским монастырем XVI века и уникальной природой, где вырос недавно канонизированный Иоанн Кронштадтский, раскрывает широкую нишу операторского бизнеса, в том числе пешие экологические маршруты по заповедным территориям. На Пинеге насчитывается 30 действующих народных хоров. Краеведы настроены на сотрудничество с муниципалитетом и предпринимателями, набрало силу территориальное общественное самоуправление. Стратегически важно привлечь к сотрудничеству транспортные компании и выстроить логистику. То же самое относится к Сольвычегодску – детищу промышленников Строгановых, где скрыт мощный пласт исторической информации для разработки интереснейших совместных программ.

Повседневные открытия

Культурно-познавательный туризм в Приморском районе – наиболее доступном для всех целевых групп, включая «средний-минус» – ежегодно представляет публике новые туристические продукты, говорит исполнительный директор НО «АРТА», сотрудник администрации Приморского района Ольга ВОРОНОВА.

«Только в этом сезоне мы разработали семь новых маршрутов выходного дня по островам двинской дельты, – продолжает Ольга Владимировна. – Проводим экскурсии в Пустошь, Ластолу, Вознесенье, Княжостров, Заостровье. Привлекли деньги на ремонт здания для туристов в Пертоминске. В ближайшие планы входит Лопшеньга. На стадии завершения проект по острову Мудьюг. Идет работа по проекту создания Беломорского краеведческого центра. Экскурсия для старшеклассников «Я выбираю профессию» по предприятиям региона вышла в финал российского конкурса лучших практик работы с молодежью, и сейчас мы готовимся к ее защите. Это социальный туризм, который включает профориентацию и воспитание подростков».

Короткие туры по Приморскому району – плод изучения рынка и устойчивого социального партнерства, к которому изначально стремится некоммерческая организация. В следующем году ей исполнится 15 лет. Десять лет назад АРТА стала инициатором создания гостевых домов. За счет взаимодействия с территориальным самоуправлением и мелким бизнесом они открываются в деревнях и селах, сохранивших традиционный поморский уклад. Муниципалитеты помогают с выделением земельных участков и передачей обветшалых объектов государственной собственности, которые обретают вторую жизнь после реконструкции и ремонта. Только на побережье Белого моря возникло около десятка гостевых домов. Уже два года подряд в Каргополе проходит всероссийское совещание по этой теме.

Программы АРТА, где находится место проектам разных агентств, составлены с учетом потребностей всех целевых групп. Ассоциация объединяет 44 компании. Сейчас в ее составе работают представители муниципальной власти и органов государственного управления. С особенной радостью она примет в свои ряды музеи и другие культурные учреждения, чтобы в дальнейшем позиционировать Архангельск и другие города области как историко-культурные центры

Каждый год под эгидой АРТА проходит конкурс «Лучший туроператор года», где победителем может стать любая начинающая компания – членство в некоммерческой организации не является непременным условием для участия в нем. Лучшие наработки операторского бизнеса представляют на международных форумах – в том числе и новые бренды регионального рынка туристических услуг. Все проекты, которые мы осветили сегодня, найдут отражение в экспозиции XXIV Международной туристской выставки INWETEX – CIS TRAVEL MARKET, которая откроется в Петербурге 13 октября.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5