ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

Автобусные споры: договориться пока не удалось


Михаил СВЕТЛОВ. Фото Алексея Липницкого | 22.08.2017 14:39:09
Автобусные споры: договориться пока не удалось

Закон что дышло… Старинная русская поговорка о тонкостях правоприменения «под задачу» приобретает в наше время новое звучание. Власти как минимум двух крупных областных центров России – Екатеринбурга и Архангельска – оказались в центре скандалов, связанных с попытками «отрегулировать» автобусные пассажирские перевозки по своему усмотрению. Во многом обстоятельства и методы схожи, разнятся лишь детали. Но в целом чувствуется единый подход: во главе угла не дух и буква Закона, а нечто иное…


При внимательном изучении ситуации как в Екатеринбурге, так и в Архангельске возникает непростой вопрос: все ли методы хороши для достижения поставленных целей?

Договориться не удалось

Мэрия Екатеринбурга этим летом не смогла найти перевозчиков на девять маршрутов – торги по ним были признаны недействительными. Как сообщает портал 66.ру, городские власти потребовали, чтобы на линиях курсировали автобусы вместимостью до 40-85 человек, покрашенные в единый зеленый цвет, доступные для маломобильных групп пассажиров. При этом важным условием выдвигается возраст транспортного средства: автобусу должно быть не более пяти лет.

Но самая главная претензия уральских транспортников касается срока, на который заключается договор на работу на маршрутах.

«По условиям договор заключается на два года, и это абсолютно нереальная цифра, – убеждены перевозчики. – Срок окупаемости автобуса превышает три года, плюс перевозчикам нужно что-то зарабатывать. Так что оптимальный и адекватный в этом случае срок – пять лет, но никак не два года».

Кроме того, возмущение транспортников вызывает и явно тенденциозное желание мэрии в один момент пересадить пассажиров на автобусы большого класса. По их данным, сейчас в Екатеринбурге около 80% общественного транспорта – автобусы малого класса и только 20% – среднего и большого. В данных условиях переход на большие автобусы они считают невозможным из-за возникающей большой долговой нагрузки: при нынешнем курсе валют стоимость техники выросла примерно наполовину.

Поскольку мирно договориться не удалось, стороны начинают искать правду в надзорных инстанциях и судах. Первые победы – на стороне транспортников. Однако жителям Екатеринбурга в преддверии осени приходится по-новому планировать свои перемещения по городу…

Именем «революции»

Похоже, что представители администрации Архангельска в борьбе за большие автобусы пошли значительно дальше своих уральских коллег. Но является ли это поводом для гордости? Вот в чем вопрос.

С 1 ноября этого года на два городских «кольцевых» маршрута должны вый­ти сразу 26 новых низкопольных автобусов среднего класса: 10 на маршрут №11 и 16 – на маршрут №76. Слово «новый» в данном случае означает «абсолютно»: автобусы должны быть 2017 года выпуска, и ни годом ранее. Это вам не какие-то уральские машины «не старше пяти лет» – тут все намного серьезнее.

Информация о грядущих переменах сопровождается лозунгами о перестройке в сфере перевозок. Однако с позиции Права, администрация Архангельска для осуществления данного своего решения «забыла» сразу о нескольких положениях действующего законодательства: изменила график заключения муниципальных контрактов по маршрутам №11 и №76 (согласно подписанному в августе 2016 года Документу планирования регулярных перево­зок, все действующие маршруты должны работать до 2020 года) и поменяла требования к классу транспортных средств на данных линиях.

Произошло это в начале июля. Перевозчики подали иски в суд и заявления в прокуратуру о нарушении своих прав и действующего законодательства. На состоявшемся 7 августа предварительном заседании суда представители прокуратуры встали на сторону транспортников, посчитав, что действия властей по изменению сроков действия договоров незаконны.

Однако несмотря на официальный протест прокуратуры, администрация города продолжала информационную «артподготовку». Параллельно шла подготовка к аукциону на обслуживание двух популярных кольцевых маршрутов (и «в нагрузку» одного маршрута на Кегострове). По мнению транспортников, речь идет о фактической передаче маршрутов, а не об открытом и честном аукционе, поскольку выставить на них 30 совершенно новых автобусов не сможет ни один архангельский перевозчик…

Что год грядущий нам готовит?

Нетрудно предположить, что будет с городским транспортом Архангельска через какое-то время, если все пойдет по такому сценарию (напомним, что маршруты №11 и №76 – лишь первые ласточки, основная «спецоперация» по замене подвижного состава и, судя по всему, перевозчиков запланирована на 2018 год).

Уже сейчас понятно, что на рынок пассажирских перевозок в Архангельске, не без содействия городских властей, пытается выйти крупная иногородняя компания. Ее целью, как и главной задачей любой коммерческой организации, является извлечение прибыли. Обладая значительными финансовыми ресурсами, она может позволить себе и единовременную покупку большого количества новых автобусов, и работу в течение некоторого времени по сложившимся у нас относительно низким тарифам (отметим, что в том же Екатеринбурге одна поездка в общественном транспорте обходится в 28 рублей). Далее нас скорее всего ждет рост тарифов, ведь стоимость эксплуатации больших автобусов по определению значительно выше, чем цена содержания «ПАЗов». Если добавить к этому анонсированную администрацией перестройку маршрутной сети, можно прогнозировать, что поездки на автобусе вскоре перейдут в разряд роскоши и удовольствий.

Впрочем, вполне возможно, что и судьба нового перевозчика при таком подходе представителей власти к официальным договорам может оказаться незавидной.

P.S. Как сообщают СМИ, муниципальные чиновники из Екатеринбурга собираются подавать в суд на региональное управление антимонопольной службы: ФАС поддержала позицию уральских перевозчиков во многих вопросах, в частности, оставив за транспортниками прерогативу выбора подвижного состава. При этом местные власти не стесняются открыто признавать в прессе, что рассматривают и такой вариант, при котором в город зайдет новая компания, уже имеющая подходящий транспорт или готовая его купить.

Как бы то ни было, и в Поморье, и на Урале ситуация разрешится в самое ближайшее время: станет понятно, в чьих интересах в действительности действуют чиновники.





Возврат к списку

0
Гость
13 квартир аквилоновских продали - 26 автобусов новых купили. не вижу проблемы
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5