Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 12.08.2024 17:45:27
Сегодня, 12 августа, в Архангельском морском торговом порту побывала большая делегация из Китайской Народной Республики. Китайские партнёры смотрели, как идёт разгрузка судна XIN XIN HAI 1, пришедшего в наш порт по Северному морскому пути. Второй контейнеровоз из КНР в Архангельске ждут буквально на днях. С новым логистическим направлением связаны большие планы, в которых участвуют и лесопромышленники нашего региона.
XIN XIN HAI 1 вышел в рейс 5 июля. В минувшую субботу, 10 августа, преодолев 6600 морских миль по Севморпути, судно доставило из портов Циндао и Тайцан в Архангельск 478 контейнеров. Из них 440 по железной дороге направятся на автозавод в Тулу для крупноузловой сборки автомобилей HAVAL. Как мы узнали в Архангельском морском торговом порту, дополнительным грузом контейнеровоза стали мягкие и развивающие игрушки производства КНР.
«Ледовый шёлковый путь» - это одно из названий масштабного проекта - осваивается при поддержке Посольства Китая в РФ, Союза китайских предпринимателей в России, китайской судоходной компании NewNew Shipping Line, транспортно-логистического центра «Белый Раст» при ГК «Росатом», а также правительства Архангельской области. Делегацию китайских партнёров в порту сопровождал первый заместитель губернатора, председатель регионального правительства Алексей Алсуфьев.
«Для архангельского порта сегодня день действительно исторический. Впервые в новейшей истории мы встречаем судно, которое пришло по Севморпути из Китая в Архангельск с грузом контейнеров. Мы договорились об этом маршруте с китайскими коллегами ещё в прошлом году, но в предыдущую навигацию не смогли привести сюда корабли. А в нынешнюю навигацию это первый контейнеровоз, впереди ещё четыре судозахода. Надеемся, что этот маршрут станет очень востребованным, интенсивным и мы в разы увеличим грузопоток между портами Китая и портом Архангельск. Доказательством этой огромной работы уже служит тот факт, что за последние три года внешний торговый оборот нашего региона с КНР увеличился более чем в три раза. Перспективы дальнейшего роста грузооборота очень интересны, ведь мы создали, по сути, бесшовную цепочку с участием морского, железнодорожного и автомобильного транспорта», - отметил Алексей Алсуфьев.
Все пять рейсов будут оборотными. Уже на этом контейнеровозе в Китай из Архангельской области отправится экспортная продукция лесопромышленников нашего региона. Пока к проекту присоединились «Лесозавод 25», «Титан» и Архангельский ЦБК.
«Мы стали свидетелями успешного соединения логистического маршрута между китайским портами и российским портом Архангельск. Это ещё одно достижение в построении регулярного сообщения между нашими странами. Открытие нового маршрута - событие, имеющее большое историческое значение. Оно сыграет важную роль в развитии экономики и двухсторонней торговли. 16 мая 2024 года в ходе визита Президента России в Китай Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин опубликовали совместное заявление, в котором предложили создать комитет китайско-российского сотрудничества по арктическим водным путям. Планируется, в частности, взаимодействие в превращении Северного морского пути в международный транспортный коридор, развитии арктических перевозок, поощрении предприятий, готовых в них участвовать. И сегодня мы видим, как намерения глав двух наших государств становятся реальностью», - подчеркнул советник посольства Китайской народной республики в России господин Гао Шисянь.
О некоторых технических деталях разгрузки XIN XIN HAI 1 рассказал генеральный директор ООО «Архангельский морской торговый порт» Цецен Горяев.
«Мы начали обработку этого груза в 23 часа 25 минут 10 августа. На борту было 478 контейнеров, сорокафутовых. На текущий момент (10 часов утра 12 августа) выгрузить осталось менее пятидесяти. Но мы уже начали погрузку. По плану это будет 486 контейнеров, также сорокафутовых. Для нас приход судна XIN XIN HAI 1, безусловно, стал знаковым событием. Благодарим китайских коллег и правительство Архангельской области за поддержку. Для АМТП эта работа сейчас является ключевой, и мы приложим все усилия, чтобы выполнить её качественно и по графику. Готовы к расширению и масштабированию этого направления сотрудничества между КНР и Российской Федерацией», - сообщил Цецен Горяев.
Ряд важных заявлений, причём на русском языке, сделал владелец судна - генеральный директор компании NewNew Shipping Line господин Кэ Цзинь.
«Проект «Арктический экспресс № 1» очень важен для нас. Приход судна XIN XIN HAI 1 в Архангельск — это только начало. На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2024 года наша компания с ГК «Росатом» заключили договор о создании совместной компании и флота, который позволит осуществлять перевозки по Северному морскому пути круглый год. В первой партии будет пять судов ледового класса ARC-7. Первое судно планируем выпустить уже в 2027 году. Верим, что это позволит реализовать мечту о круглогодичном судоходстве по Севморпути. Мы убеждены, что время перевозок через Арктику уже пришло. Мировая логистика поменяется. Для нас, частной китайской судоходной компании, - большая честь быть частью этого процесса. Ожидаем, что в ближайшие пять лет порт Архангельск постепенно превратится в важный хаб китайско-российской логистики. А в ближайшие 10-20 лет он может стать центром евро-азиатской логистики, соединяющим Китай, Японию, Корею, Юго-Восточную Азию и Европу», - считает Кэ Цзинь.
Из лесопромышленников Архангельской области к проекту присоединились «Лесозавод 25», «Титан» и Архангельский ЦБК.
«Уже почти десять лет мы сотрудничаем с Китаем, и эти взаимоотношения только укрепляются. В прошлом году узнали, что NewNew Shipping Line собирается выполнить пробные рейсы по Северному морскому пути, и решили принять участие в этом проекте. «Лесозавод 25» стал первой компанией, которая отправила 300 контейнеров с пиломатериалами по СМП. Как покупатели, так и мы остались довольны. В этому году также собираемся использовать возможности этой линии. Логистика сейчас - вопрос очень сложный, и мы стараемся «ехать» любым способом и по любому маршруту. Надеемся на дальнейшее развитие данного направления и с нетерпением ждём его круглогодичной работы», - рассказал коммерческий директор ЗАО «Лесозавод 25» Михаил Крымшамхалов.
XIN XIN HAI 1 уйдёт в Китай с российской продукцией 14 августа. А примерно через неделю в Архангельском морском торговом порту ждут второй китайский контейнеровоз - XIN XIN HAI 2, которые следует по этому же маршруту.
Прямая речь:
Дмитрий ЮРКОВ, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики:
- За последние 30 лет XIN XIN HAI 1 - первое судно, которое прибыло в Архангельск с импортным грузом из Китая. В прошлом году у нас не получилось это сделать, потому что требовалась большая подготовительная работа с таможенной, пограничной службами, администрацией железной дороги. Даже сам порт, который сегодня так технологично одновременно выполняет и разгрузку и погрузку судна, не был полностью готов к его приёму. На этот год запланировано пять импортных и пять экспортных судозаходов. На 2025 год ставим амбициозные планы увеличить их количество в два раза.
Второй контейнеровоз доставит уже готовые автомобили для дилеров Москвы и Санкт-Петербурга — машины брендов HAVAL, CHERY и HONGQI. Что касается обратной загрузки, это продукция предприятий не только Архангельской, но и Московской, Вологодской областей. К примеру, никогда ещё через Архангельск не отправляла свою продукцию — полимеры, каучуки - такая большая компания, как «Сибур»: в 2023 году это был один контейнерный поезд, в 2024 году будет уже минимум два. То есть номенклатуру грузов мы стараемся постоянно увеличивать.