ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Суббота, 27 апреля, 2024 09:51

С надеждой на юбилей


Кирилл ФЕЛЬДМАН. Фото: vk.com/aviam29, А. Пекишевой | 07.02.2024 10:02:47
С надеждой на юбилей

Ах, юбилей, юбилей! О первоначальном библейском значении, когда первой юбилейной датой считалось пятидесятилетие, забыли давно. Может быть, потому, что «сверх полсотни, как говорят, годы уже не идут и даже не бегут рысцой, а скачут от юбилея к юбилею…» Один из героев замечательного советского писателя Владимира Санина – полярный лётчик Николай Белов – считал, что «человек от юбилея мало того, что глупеет, но ещё и теряет пять лет жизни». От своего юбилея он удрал – искать с воздуха подходящую льдину для очередной станции «Северный полюс».


Откуда именно Николай Белов совершал вылеты, автор умалчивает. А вот авиаперелёты на Северный полюс для создания первой дрейфующей полярной научной станции «СП‑1» весной 1937‑го, как утверждает доктор исторических наук, профессор САФУ В. И. Голдин, выполнялись из Архангельска. Сюда же летом вернулись самолёты с участниками героической экспедиции.

Так уж случилось, что освоение Севера на протяжении большей части двадцатого столетия неразрывно связано с авиацией. И Поморье, как центр Севера европейского, закономерно стало ещё и центром освоения северного неба. Например, долгие годы «перевалочной базой» для полярных лётчиков, обследовавших трассу Северного морского пути, осуществлявших ледовую разведку, служил аэродром на острове Ягодник близ нынешнего Новодвинска.

Даже если какое‑то знаковое событие в авиации тех лет произошло не у нас, то при ближайшем рассмотрении обнаруживается тесная связь. Например, легенда гласит, что при подготовке к беспосадочному перелёту из Москвы в Ванкувер через Северный полюс в Поморье бывал Валерий Чкалов. Именно тогда в качестве запасной площадки – на случай, если что‑то пойдёт не так – был построен аэродром в Васьково.

Вот три первые женщины, удостоенные звания Героя Советского Союза: командир самолёта Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко и штурман Марина Раскова. Высшую награду они получили за беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, совершённый в сентябре 1938 года. Улицы, носящие имя Полины Денисовны, есть в десятках городов, но у Архангельска иметь улицу Полины Осипенко, есть веские основания. Летом 1938 года она возглавила беспосадочный перелёт из Севастополя в Архангельск: гидросамолёт за десять часов преодолел над сушей две с половиной тысячи километров и приводнился на Холмовское озеро близ Катунино. Для пилота и штурмана – всё той же Марины Расковой – это стало своего рода генеральной репетицией перед дальневосточным рекордным полётом.

Парадокс состоит в том, что все эти яркие события, как говорится, золотыми буквами вписанные в историю советской авиации, были именно что эпизодами. Настоящим повседневным подвигом была работа гражданских лётчиков. Достаточно сказать, что первый регулярный грузопассажирский рейс, выполненный с Кегостровского аэродрома 4 февраля 1930 года по 930‑километровому маршруту Архангельск – Усть-Сысольск, как тогда назывался Сыктывкар, продолжался 7 часов с двумя промежуточными посадками – в Березнике и Котласе. Скорость была «космическая»: 160 километров в час.

Развитие авиации на Севере не могли остановить ни трудности воздушной навигации, ни техническое несовершенство самолётов. В следующем году начались регулярные пассажирские рейсы из Архангельска в Онегу и почтовые – из Архангельска в Москву, годом позже в Усть-Цильму – поморское село, которое почти на полвека старше столицы Поморья. В 1933‑м первый самолёт приземлился в Нарьян-Маре.

Свой вклад в развитие авиации и инфраструктуры внесла Великая Отечественная война. С аэродрома на Ягоднике взлетали боевые самолёты на защиту северных конвоев, доставлявших ленд-лизовские грузы. На Холмовском озере, где садился самолёт Осипенко, был оборудован гидроаэродром. Летом 1942 года заключённые Кулойлага завершили строительство военного аэродрома в Талагах.

Нынешний аэропорт Архангельск был построен спустя двадцать лет – зимой 1963‑го. Но – как аэродром совместного базирования гражданской и военной авиации. Васьково после войны использовали реактивные истребители. В 1956‑м неподалёку от Холмовского озера построили бетонный аэродром Лахта, где с 1990‑го по 2002‑й базировались ракетоносцы Ту‑22М3. Словом, авиаторы – полярные, и гражданские, и военные – вписали множество славных, героических страниц в историю наших мест.

Патриотическому воспитанию на героических подвигах в советские годы уделялось много внимания. Но богатейшая история авиации в Поморье особого внимания властей так и не получила – сейчас трудно понять почему. Сохранили её те, кто ощущал к ней свою причастность, в первую очередь – Гавриил Владимирович Личков. Во время войны он служил в 5‑м отдельном авиаполку ГВФ, затем работал на Архангельском авиапредприятии, был председателем совета ветеранов 5‑го авиаполка. Как внештатный корреспондент активно сотрудничал и с областными газетами «Правда Севера» и «Северный комсомолец», и с центральными отраслевыми изданиями «Воздушный транспорт» и «Гражданская авиация».

Именно Личков стал создателем и первым руководителем общественного – а не государственного – Музея авиации Севера. Первых посетителей он принял 6 февраля 1981 года. Несмотря на скромный статус и неудобные помещения, а располагался музей в фойе 2‑го и 4‑го этажей гостиницы аэропорта Талаги, уже спустя три года Министерством культуры РСФСР ему было присвоено почётное звание «народный». Фонды музея насчитывают свыше двадцати тысяч экспонатов, выставочная экспозиция открыта в бывшем тренажёрном центре аэропорта, а отслужившие своё самолёты, в которые тоже можно попасть в рамках специальной экскурсии, располагаются на открытой стоянке на территории аэровокзала.

Музей уникален. Даже в масштабах всей страны у него практически нет аналогов. Он стал – для неравнодушных и неленивых – визитной карточкой нашего аэропорта. Вот один из путешественников делится в своём Живом Журнале: «Чаще всего в аэропорты мы приезжаем заранее, и тогда встаёт вопрос, чем себя занять: опять сидеть в телефоне и тупо всех лайкать? А вот, например, в аэропорту Архангельска можно провести время с пользой и исторически просветиться – прямо напротив аэропорта есть, пусть и небольшой, но весьма достойный Музей авиации Севера».

Но при этом складывается впечатление, что музей не нужен никому, кроме горстки энтузиастов и АО «Аэропорт Архангельск». Именно администрация аэропорта несёт на себе бремя всех расходов, связанных с содержанием помещений и работой экспозиции. Но её возможности тоже невелики. Организацией и проведением экскурсий занимается руководитель учебного центра аэропорта. Многие экспонаты требуют затрат, да и развивать такой музей необходимо – с высоких трибун много говорят о сохранении истории как о государственной задаче.

Пока контрольный пакет акций АО «Аэропорт Архангельск» принадлежит Архангельской области, можно надеяться, что поддержка музея – хотя бы в минимальном объёме – будет продолжаться. Но всё чаще появляется информация о желании некоторых специализированных холдингов пакет этот выкупить. Если это произойдёт, нет никакой гарантии, что частная компания будет тратить деньги на сохранение, а уж тем более – на развитие музея. С этой точки зрения уникальные экспонаты нуждаются в защите на случай возможных перемен статуса аэропорта.

Альтернатива вроде бы была предложена предыдущим губернатором в 2015 году: объединить Музей авиации Севера с Северным морским музеем. Но, во‑первых, за восемь лет в этом направлении не было сделано ничего. Во-вторых, музей авиации рискует стать нежеланной обузой для морского. А ожидать серьёзного бюджетного финансирования процесса объединения в нынешних условиях не приходится. В-третьих, в соответствии с правилами музейного хранения передача весьма значительной коллекции потребует весьма значительного времени, и, скорее всего, музей будет закрыт довольно надолго. В-четвёртых, сразу возникнет проблема аренды помещений, стоянок, коммунальных платежей и прочих расходов.

Решения, как защитить уникальный музей, как помочь ему развиваться дальше, на поверхности нет. Скорее, надо думать о том, как хотя бы не навредить. Подведомственный областному минкульту «Центр развития туризма и культуры Архангельской области» на портале «Открытый Север» информацию о Музее авиации Севера разместил, но, судя по сильно устаревшим сведениям, к примеру о ценах на билеты, было это довольно давно. Больше никакого интереса к судьбе музея со стороны тех властных институций, которым «по должности» положено его проявлять, не заметно. Энтузиасты, заинтересованные в сохранении нашей истории, на протяжении многих лет делают явно больше – даже при дефиците средств.

Ах, юбилеи, юбилеи… Можно их любить праздновать, можно не любить, но грех не попытаться хотя бы сделать что‑нибудь хорошее для юбиляра. 2 ноября исполнится 95 лет со дня создания в 1929‑м году Архангельского воздушного управления. Эта дата многими считается «днём рождения» авиации на Севере. Юбилей не самый круглый, но заслуги юбиляра неоспоримо велики. И помочь уникальному музею, в котором по крупицам собрана вся история этой авиации, – дело достойное.





Возврат к списку

Для вас

Ваше мнение

  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *
  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей