ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Пассажирский транспорт Архангельска в предчувствии «оптимизации»


Иван МАТВЕЕВ | 23.12.2016 23:26:53
Пассажирский транспорт Архангельска в предчувствии «оптимизации»

Сложившийся в Архангельске рынок пассажирских перевозок отличается высокой конкуренцией. Сейчас в городе действует 45 маршрутов, по которым ходят 475 автобусов, остановок – 220. По договорам с муниципалитетом работают 32 перевозчика: 15 организаций и 17 индивидуальных предпринимателей. Однако, похоже, в скором времени в системе общественного транспорта областного центра грядут глобальные изменения, которые могут принести неприятные сюрпризы и пассажирам, и перевозчикам.


Действующая маршрутная сеть оптимальна для простых жителей: практически по всем направлениям город можно пересечь без пересадок. Исследование, проведенное САФУ три года назад, показало востребованность всех существующих маршрутов. Новое исследование, сделанное по заказу администрации муниципалитета ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (Санкт-Петербург), обошлось бюджету в 6,8 млн рублей. Попутный соц­опрос показал, что маршруты горожан устраивают: более 50% респондентов отметили, что не имеют проблем с ожиданием и посадкой в автобусы.

Но в итоге питерские ученые предложили «оптимизацию»: из 45 маршрутов 10 закрывается (№№5э, 10у, 14, 33, 43, 44, 53, 70, 81, 83, 89), у 13 маршрутов меняется схема движения, т. е. изменения затрагивают 55% маршрутов (и более 2/3 их существующей протяженности). При этом 8 маршрутов укорачивается. На 21 из 34 оставшихся маршрутов (почти 2/3) должен быть заменен подвижной состав. В итоге общее количество автобусов на маршрутах сокращается на 200 единиц (или на 42%), а в час пик – в среднем на 10%.

«Исследования проводились в августе и сентябре, но, как показывает наш опыт, зимой пассажиропоток вырастает на 30%. Поэтому для определения количества подвижного состава на маршруте нужно изначально брать среднегодовые величины. А сейчас нам предлагают увеличить интервалы между автобусами, как на пригородном транспорте», – рассуждает индивидуальный предприниматель Вера ДУРАНДИНА.

Кстати, сами разработчики признали, что погрешность их исследования в части объема пассажиропотока составляет не менее 10%. Таким образом, вопрос об обоснованности сокращения подвижного состава более чем спорен.

Отмена и сокращение протяженности привычных маршрутов может стать неприятным сюрпризом для горожан. При этом интервал движения увеличивается с 5-7 до 15 минут в «пиковые» часы и до 30 минут – в остальное время. Так, в два раза вырастет время ожидания автобусов №3 (Левый берег), №69 (Маймакса), №64 (Варавино – Фактория), №60 (Северный округ). Кстати, среди закрываемых и маршруты, на которых перевозчик сейчас использует большие автобусы (№81, 83, 89). От «урезания» маршрутов пострадают жители отдаленных микрорайонов, так как пассажирам придется добираться до работы или до дома с пересадками, то есть платить несколько раз.

«Я давно работаю на маршруте №4. Раньше он был до морского-речного вокзала, и пять предпринимателей до меня с него ушли. Только продление маршрута до ж/д вокзала сделало его экономически выгодным. А сейчас его вновь предлагают сократить до МРВ. Итог предсказать несложно», – отмечает предприниматель Кирилл МЕЛЕШКИН.

Сокращение маршрута №1 до МРВ тоже ухудшит качество обслуживания пассажиров, уверен работающий на нем предприниматель Владимир ЕВДОКИМОВ.

Перевозчики не против больших автобусов. Но обоснование для их внедрения на конкретных маршрутах вызывает много вопросов. Например, на маршруте №3 сейчас работает 25 автобусов. Их замена на 12 больших означает увеличение времени ожидания для пассажиров минимум в два раза, и при этом не гарантируется, что автобусы не будут переполнены. Аналогична ситуация с маршрутом №6, где вместо 22 автобусов предлагается оставить только 7.

Для закупки 59 больших и 150 средних автобусов, как предлагают авторы новой схемы, необходимо более 1 млрд рублей. Их эксплуатация при существующем в Архангельске тарифе показывает очень высокую убыточность. Тариф едва покрывает рост текущих расходов на топливо, запчасти, зарплату и обслуживание автобусов малого класса и не содержит инвестиционной составляющей. Окупаемость для средних МАЗов в Архангельске, по расчетам, начинается с 38 рублей.

«По моим данным, большие автобусы в Санкт-Петербурге эксплуатируют только ГУПы, которые работают на регулируемых маршрутах и получают дотацию из бюджета на покрытие убытков», – приводит пример предприниматель Юрий КОККОВ.

По словам его коллеги Алексея НЕКРАСОВА, в Мурманске предприниматель, зашедший по итогам конкурса на шесть маршрутов с большими и средними автобусами, после сокращения дотации добровольно отказался от работы на четырех из них.

В администрации города признают, что существующая в Архангельске транспортная инфраструктура не приспособлена для эксплуатации такого числа больших автобусов: нет разворотных площадок и оборудованных мест для отстоя машин. Этот вопрос только прорабатывается.

Опыт регионов свидетельствует о том, что для повышения качества услуг общественного транспорта, в том числе и перехода на автобусы большого класса, возможны разные варианты регулирования рынка пассажирских перевозок. Это может быть прямое субсидирование перевозчиков из бюджета через инвестиционную составляющую в тарифе, без повышения платы для пассажиров. Возможен вариант разделения городских маршрутов на регулируемые, где тариф будет установлен регионом (с соответствующей дотацией), и нерегулируемые, где плату за проезд будут устанавливать сами перевозчики, взяв на себя при этом обязательства по обновлению автопарка. Есть и практика установления разных тарифов для дневного и вечернего времени, что позволяет компенсировать затраты на хождение полупустых больших автобусов.

В любом случае, изменение маршрутной сети должно быть экономически обоснованным и осуществляться вслед за модернизацией дорожно-транспортной инфраструктуры Архангельска. И важно, чтобы при принятии решений было услышано реальное мнение горожан.





Возврат к списку

0
Гость
Транспортная сеть СПб далека от совершенства. Построенная ещё в 2005 году 3-х уровневая система управления общественным пассажирским транспортом не работает без дотаций, а их распределение имеет криминальный оттенок.

Достаточно сказать, что несколько лет назад, директор ГКУ "Организатор перевозок" привлечен к уголовной ответственности (5 лет условно с возмещением ущерба 12 миллионов рублей). Председатель комитета по транспорту, директор ГУП "Пассажиравтотранс" и курирующий их зам-губернатора были уволены.

Затрудняюсь сказать, что нового могли сообщить архангелоогородцам заезжие "ученые". У себя бы "дома" разобрались. За красивой вывеской какого-то "института", сидит команда раздающая нелепые советы, хотя надо начинать с того, что СПб имеет статус региона, и соответствующий уровень законодательных и финансовых полномочий. В отличие от Северной Пальмиры, Архангельск - запущенная провинция.

Выполнение данных рекомендаций привлечет к транспортному коллапсу, поскольку болшая часть пассажиров ОПТ пересядет на личный автотранспорт, который создаст дополнительную нагрузку на транспортные магистрали, и без того перегруженные. Есть ещё масса негативных последствий, которые имеет смысл обсуждать только со специалистами.

За семь миллионов такое! Да уж. Не с того парни начали. Вообще не с того.
Имя Цитировать 0
0
Михаил Силантьев
Мне думается, что если бы вместо трат на заезжих спецов организовали бы обсуждение с жителями города - то предложения были бы более адекватными! Например, я лично каждый раз с содроганием воспринимаю слова о необходимости сокращения Маймаксанских маршрутов - это предлагать может лишь тот, кто на них никогда не ездил! Я каждые выходные почти что летом езжу в свой дом на Экономии - и автобуса жду порой часа по полтора!!! А что будет, если количество автобусов на линии сократить???
Но есть ведь и другие пути - я давно уже предлагаю обсудить другой подход - который позволит даже меньшим числом подвижного состава увеличить интенсивность движения - а именно - сделав сеть локальных районных маршрутов. Но только обсуждать эти предложения не с кем! Вот ежели бы я получил за них несколько лямов - да с заказчиками поделился... А бесплатная народная инициатива откатчикам не нужна - они её в упор не замечают!
Имя Цитировать 0
0
Гость
Михаил.  Обсуждать  с  жителями  (пользователями  услуг  ОПТ)  можно  только  т.н. социальный    заказ.  Мелкие  технические  детали - с  участниками  движения (по терминологии  ГИБДД).  У  заезжих  "специалистов"  не  всё  дома  (в  СПб)  в  порядке,  потому  предложенные   советы  вызывают  очень  большие  сомнения  в   профессионализме  их  раздающих. Есть  неверные  высказывания  и  среди    участников  обсуждения.  Но  мы  ведь  не  их  недостатки  сейчас  разбираем?  

Тем  не  менее,  Вы  правы,  выходы  из  этой,  казалось  бы,  патовой   ситуации  есть.  К  сожалению,  все  они  не  имеют  простых  решений.  Надо  подключать  профессионалов  другого  уровня,  ставить  перед  ними  задачи  и  наделять  полномочиями.  То,  о  чем  Вы  говорите,  называется  зонирование.  Локализация  - это  не  только  неверный  термин,  но  и  неправильный  подход.  На  тему  проблем  общественного  транспорта  у  нас  не  высказался  только  ленивый.  Множество  псевдо-специалистов,  в  том  числе  из  кабинетов  чиновников  и  депутатов  разных  уровней,   уже  озвучили  за  эти  годы   свое    безграмотное    мнение.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Охренеть!!!
Сравнили Ж с пальцем.
Где Питер и где Арх-ск?
А кто-нибудь учитывал, что в Петербурге помимо автобусов еще и трамваи, троллейбусы, метро, электрички????

И что же такие умные ученые проводили исследования в августе? а не постояли на остановке в "-30"?

И что???? Новые большие автобусы не будут ломаться? Не будут отменяться?

Т.е. если сейчас, например в Маймаксу, заявленный интервал движения 20 минут, а они ходят через раз, т.е. ждать приходится по 40 минут, то когда интервал движения будет 40 минут, то ждать придется по 80?????

И люди, 6,8 миллиона!!!!!!!!!  Это же охренеть!!!!!!
Это не муниципалитет заплатил. ЭТО МЫ налогоплательщики заплатили! Это из нашего кармана!
Имя Цитировать 0
0
Гость
Вот читаю я комментарии и удивляюсь, кому Вы верите, перевозчикам? Да они все что угодно будут говорить лишь бы не переходить с убогих ПАЗИКОВ хотя бы на Мазы как в Севередвинске. Где написано что интервал увеличиться? Бабка, т.е. перевозчик на скамейке сказал? За то каждый перевозчик строит себе по две три квартиры в Питере. В общем не хотите ни чего менять не надо, давайте будем в этих скотных Пазиках ездить, чтоб перевозчики на нас еще и в Москве квартирку купили...
Имя Цитировать 0
0
Гость
Почитайте на сайте мэрии - там все расписано, все маршруты. Там есть все необходимое зонирование, мне понравилось. Там есть, кстати, все интервалы ожидания. А нашим перевозчикам - точно верить нельзя.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Самая отвратительная работа в Архангельске на маршруте № 6. Автобуса надо ждать 30 минут. Давка. Я шубу всю разорвала в этом автобусе. В выходные дни по 40 -50 минут стою жду этот автобус. А вечером в будни еду от магазина "Корона" до магазина "Радуга" на двух автобусах, т.к. в 20 часов уже все работники автобуса № 6 уже дома. А руководителям и дела нет. Зарплату чётко получают.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  1. Как вы расходуете свободные денежные средства?*

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5