Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 15.05.2014 07:54:52
«Рабы» оказались не слишком мобильными: «убежать» не спешат» - так оценивают первые результаты внедрения в России услуги смены оператора сотовой связи с сохранением номера телефона лидеры рынка. Тем не менее этой возможностью воспользовались уже 314 тысяч абонентов.
Суть отмены «мобильного рабства», продекларированной Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ еще в апреле 2012 года в статусе Президента РФ, проста: боязнь потерять годами накопленные контакты не должна быть препятствием для выбора оператора, предлагающего наиболее выгодные расценки. Эта тема стала одной из главных на X отраслевом форуме «Телеком 2014» в Москве, организатором которого традиционно явилась газета «Ведомости» при поддержке партнера - Tele2.
«Команда» ФАС дана для всех
Услуга Mobile Number Portability (MNP), напомним, заработала в России c 1 декабря 2013 года, переходный период длился до 7 апреля 2014-го. Теперь каждый абонент при желании может уйти от своего сотового оператора к любому другому, сохранив привычный номер и заплатив не более 100 рублей. Срок исполнения заявки — до восьми дней для физического и до 29 дней для юридического лица. Если срок нарушен, оператор-«донор» обязан бесплатно обслуживать почти уже бывшего клиента до фактического перехода к конкуренту.
Как отметил на «Телекоме 2014» руководитель Федерального агентства связи (ФАС) Олег ДУХОВНИЦКИЙ, в странах Европы MNP внедрялась на протяжении восьми лет, с 1998-го по 2006-й. Сейчас практически на всей территории ЕС услуга является бесплатной, а на исполнение заявки отводится от 15 минут до двух дней.
Россия, как обычно настойчиво используя методы госрегулирования, управилась с формальным запуском MNP за полгода. Правда, при этом из трехсот с лишним тысяч заявок, поступивших на конец апреля 2014-го, удовлетворено всего около половины. Операторы не успели полностью технически подготовиться к перемещениям клиентов, причем и «на выход», и «на вход». Наиболее распространенные частные причины отказов в переносе номера – задолженность на счете и неправильное заполнение бланков.
По словам руководителей ведущих компаний — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» («Билайн») и Tele2, - среди их клиентов особого интереса к MNP нет. Однако, как считают эксперты, спрос на услугу сдерживается самими операторами. Никто из них не уверен в своих силах настолько, чтобы на собственные деньги продвигать ее в СМИ, — информации минимум. Кроме того, в частности, «ВымпелКом» открыто говорит о том, что все восемь дней, отведенных на рассмотрение заявки, использует для того, чтобы через смс-рассылки, call-центры и т. д. убедить «перебежчика» остаться с компанией.
Ни один из операторов на форуме, несмотря на настойчивые расспросы журналистов, не раскрыл своей статистики «миграций» абонентов. Пожалуй, только «ВымпелКом» и Tele2, которая, по прогнозам, должна была больше всех выиграть от MNP, сдержанно заявили, что баланс в их пользу.
Ссылки на технологический цейтнот и небольшое внимание к сервису со стороны абонентов не произвели особого впечатления на представителей государственных регуляторов отрасли.
«К огромному нашему сожалению, MNP дает сбой именно в тех секторах, на которые возлагалась большая надежда: беспрепятственный переход госкомпаний, органов власти от одного оператора к другому должен дать существенную экономию бюджетных средств. А значит, большая часть работы в этом направлении еще впереди», – «пообещал» начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Дмитрий РУТЕНБЕРГ.
Так или иначе, сейчас усиление конкуренции на рынке участники «Телекома 2014» связывают скорее не с отменой «мобильного рабства», а с появлением четвертого федерального игрока — дискаунтера.
«Главный риск — коллеги из Tele2»
«Для рынка мобильной связи сегодня главный риск – коллеги из Tele2, - откровенно заявил на форуме генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Михаил СЛОБОДИН. - У них своя стратегия и ниша».
Недавно созданное совместное предприятие Tele2 и «Ростелекома» - «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) получает доступ к радиочастотам «Ростелекома». Благодаря этому обстоятельству компания на первом этапе интеграции увеличила количество регионов присутствия с сорока двух до шестидесяти. Началось строительство 3G и 4G сетей мобильной связи, обеспечивающих высокоскоростной доступ в Интернет, — до сих пор у Tele2 их не было.
Кстати, в феврале 2014 года в Федеральный закон «О связи» были внесены изменения, направленные, в частности, на выравнивание «обеспеченности Интернетом» крупных и маленьких городов и сел. Предполагается, что к 2018-му все населенные пункты, где живут от 250 до 500 человек, получат доступ в Сеть за счет строительства на бюджетные средства порядка 200 тысяч километров волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Тогда интернет-аудитория в России увеличится почти вдвое. Строительством ВОЛС займется «Ростелеком».
С учетом планируемого старта работы в Москве (по оценкам экспертов газеты «Ведомости», столица приносит сотовым операторам около 40% выручки), два существенных препятствия, мешавшие Tele2 получить статус федерального игрока на рынке, практически устранены. К 2018 году компания намерена занять третье место по числу абонентов в России, выбив одного из конкурентов «большой тройки».
«Акционеры настраивают нас действовать агрессивно. При этом мы и дальше будем придерживаться стратегии дискаунтера, в том числе в Москве», - пояснил заместитель генерального директора Tele2 Джери КАЛМИС.
Несмотря на разговоры о рисках, топ-менеджеры «большой тройки» считают ожидания аналитиков в отношении Tele2 несколько завышенными.
«За последние десять лет в стране возросла стоимость всего чего угодно: продуктов, газа, бензина, услуг ЖКХ. Но только не сотовой связи — у нас цены упали. Это признак здоровой конкуренции. Поэтому не стоит преувеличивать ни значение MNP, ни возможные изменения на рынке, связанные с объединением мобильных активов Tele2 и «Ростелекома», - считает исполнительный вице-президент ОАО «ВымпелКом» Павел БОРОДИН.
«Жирные коты» и «золотой песок»
Как отметил вице-президент ОАО «МТС» Руслан ИБРАГИМОВ, распространение смартфонов, айфонов (они, к примеру, в России стоят дешевле, чем в большинстве стран Европы) и айпадов вызвало «драматический рост потребления Интернета» через мобильные устройства. Тем не менее маржа компаний-операторов сотовой связи за последние 7-8 лет упала с 54% до 44%. Доля «голоса» - разговоров как таковых — в ней стремительно сокращается в пользу трафика.
«Жирными котами» нас уже вряд ли назовешь. С позиции государственных регуляторов пора сместить фокус: действовать не исключительно в интересах потребителей, но и поддерживать нас и отрасль в целом», - добавил Руслан Ибрагимов.
По мнению Артема КУДРЯВЦЕВА, президента ЗАО «ТрансТелеКом» (ТТК, магистральная сеть цифровых каналов связи), доходы перераспределяются в пользу тех, кому принадлежит контент: на многомиллионных инвестициях операторов в инфраструктуру в конечном итоге зарабатывают преимущественно владельцы «ВКонтакте», Facebook, Twitter и т. д., а значит, они должны либо вкладываться в строительство сетей, либо платить за их использование.
«И еще: мы все время забываем один существенный момент. Ни один банк страны не располагает такой многочисленной клиентской базой. О каждом абоненте мы знаем в десять раз больше, чем Google. Ходим по «золотому песку», но пока так и не научились монетизировать эти знания», - рассуждает Михаил Слободин.
Но как их использовать, не потеряв доверие пользователя сим-карты? И сейчас далеко не всем нравится получать смс, из содержания которых понятно, что оператор знает не только то, где вы находитесь, но и что, например, ищете в Интернете — ваши планы и предпочтения. По оценкам аналитиков, операторы уже грешат рассылками таргетированной рекламы, расширяют и структурируют базы данных, которые защищены от взломов не больше, чем любые другие в Сети. Только в 2013 году скандальных взломов ресурсов крупнейших провайдеров было шесть.
«Евросоюз объявил о реформировании законодательства в сфере защиты персональной информации. В частности, владельцы сервисов будут обязаны: в течение 24 часов уведомлять клиентов о сбоях в системе безопасности, «отдавать» все личные данные, если человек уходить к другому поставщику услуги, или полностью уничтожать их по его просьбе, - рассказывает партнер международной консалтинговой компании EY Юрий ГЕДГАФОВ. - Максимальный размер штрафов за нарушение этих норм - 1 млн евро или до 2% от общемирового годового оборота компании».
Закон РФ «О персональных данных» от таких строгостей далек.