ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Конгресс предпринимателей

Муниципальные автопредприятия не выживут без дотаций


Анна БЕЛЯЕВА | 14.05.2010 08:46:42

Архангельские муниципальные автопредприятия АПАП-1 и АПАП-2 работают всего два месяца, а убытки уже превысили два миллиона рублей. Из всех маршрутов, на которых работает транспорт предприятий, а это автобусы большой вместимости, рентабелен только один. По мнению специалистов, спасти новорожденные МУПы от банкротства можно только при условии выделения дотаций из городской казны.

 

О том, что предприятия работают с убытками, на заседании депутатской комиссии в горсовете заявил директор АПАП-1 и АПАП-2 Александр СИТКОВ. По его словам,  сейчас на маршрутах работают 33 автобуса, еще шесть проходят профилактическое обслуживание.
«В отличие от частников, муниципальное предприятие строго соблюдает все регламенты по техническому состоянию автобусов», - отмечает директор.
Вместе с тем, из маршрутов, на которых занят транспорт МУПа, рентабелен только один – «5у», и если ситуация не изменится, предприятие окажется на грани банкротства.

Большие надежды

Напомним, решение о покупке автобусов большой вместимости приняли в апреле 2009 года. В бюджете Архангельска на их покупку предусмотрели 47 млн рублей – это было условием выделения из федеральной казны дополнительных 101 млн рублей.
Уже тогда идея приобрести комфортный транспорт вызывала критику со стороны некоторых депутатов, «вооруженных» опытом бизнеса: в 2008 году ряд частных перевозчиков купили большие автобусы, но они не принесли прибыли, так как работали на окраинных маршрутах. Поэтому, как сообщил «Бизнес-классу» депутат горсовета Вячеслав ШИРОКИЙ, предлагалось закупить вместо автобусов спецтехнику. Однако на уровне мэрии было заявлено, что в город могут прийти автобусы «НефАЗ» (Нефтекамского автозавода), приспособленные для перевозки инвалидов. Это и определило выбор. Правда, по гранту Архангельску достались не НефАЗы, а большие, новые, но не оборудованные для перевозки людей с ограниченными возможностями автобусы марки ЛиАЗ.
В декабре 2009-го в город пришло 39 единиц транспорта. Незадолго до этого горсовет поддержал инициативу мэрии создать для их обслуживания два муниципальных предприятия. Возглавлявший в то время городское управление транспорта и связи Владимир ТИТОВ заверил, что предприятия  будут рентабельны и без дотаций.
Во-первых, потому, что создавались два МУПа. Это позволило снизить налоговую нагрузку. Во-вторых, не требовалось затрат на обустройство: новый транспорт разместили на базе банкротившегося «тезки» - муниципального автотранспортного предприятия №1 АПАП-1. В-третьих, планировалось провести конкурс на маршруты как заведомо убыточные, так и приносящие прибыль, который МУПы (об этом говорилось открыто) могли выиграть.
Ожидалось, что на начальном этапе предприятия будут как минимум безубыточны. А вопрос о выделении дотаций встанет не ранее чем через полгода. Однако показатели работы муниципальных перевозчиков с февраля 2010 года свидетельствуют о том, что их деятельность приносит убытки.

Команда ФАС

Корень бед - низкая выручка. Дело в том, что изначально планировалось поставить автобусы как на окраинные маршруты, так и на центральные, чтобы разгрузить их от ПАЗиков и улучшить качество обслуживания населения, ведь это главная задача муниципального предприятия. Было подготовлено Положение о проведении конкурса на право заключения договоров на оказание услуг пассажирских перевозок, по условиям которого предприятия могли занять неплохие позиции на транспортной карте города. Однако оно было опротестовано региональным управлением ФАС: антимонопольщики усмотрели нарушение законодательства о конкуренции.
Как итог – часть автобусов работает в основном на окраинных маршрутах. Важных с социальной точки зрения, но убыточных для транспортников. Ведь длина поездки одного пассажира на центральных городских маршрутах составляет порядка 1,4 км, на окраинных – 9,5 км. При этом на первых стоимость проезда 13 рублей, а на куда более протяженных – всего на два рубля больше.
«На сегодня убытки предприятия составляют два млн. рублей, - говорит Александр Сиитков. Но мы должны понимать, что это плата за то, чтобы люди на окраинах города могли пользоваться социально значимыми маршрутами, от которых частники вообще
отказываются. Кроме того, мы полностью выполняем обязательства по бесплатному проезду всех ветеранов войны в наших автобусах с 1 мая этого года».
Ряд автобусов после переговоров руководства МУПов с перевозчиками был определен на некоторые уже занятые графики. Однако многие не согласились «пускать» на маршруты муниципальный транспорт. Кроме того, нормальной работе новых автобусов мешают так называемые «нелегалы» - перевозчики, не имеющие договоров с мэрией. Потому «большегрузные» ЛиАЗы курсируют по прибыльным, казалось бы, маршрутам полупустыми: львиную долю пассажиров забирают юркие ПАЗики. Причем возможностей у городских и даже областных властей (в данный  момент полномочия по административному воздействию на «нелегалов» переданы на региональный уровень – министерству транспорта и связи Архангельской области) для борьбы с работающими вне договора перевозчиками нет. Ведь федеральный закон позволяет заниматься перевозками всем, у кого есть лицензия.
- Наши автобусы подвергаются постоянному давлению со стороны частных перевозчиков, - сказал Александр Ситков. - Часто «ПАЗики» устраивают так называемую «коробочку» пристраиваясь впереди и сзади нашего автобуса, нарушают график движения, создают аварийные ситуации. Нередко впереди нашего автобуса пускают несколько «пазиков», чтобы забрать пассажиров.
Таким образом, несмотря на то, что мэрией были предприняты необходимые шаги для обеспечения рентабельной работы предприятий, муниципальные автобусы все равно несут миллионные убытки. А если бы на линии вышел весь транспорт МУПов, говорит депутат Вячеслав Широкий, потери были бы еще больше.
Финансово-экономическое положение МУПов ударило по их работникам. Многие водители и кондукторы недополучают заработную плату. А это уже нарушение условий трудовых договоров, пояснил «БК» председатель Федерации профсоюзов Архангельской области (ФПАО) Александр УСОВ. По его словам, на днях на предприятия для проверки были направлены сотрудники ФПАО, которые по результатам своей работы дадут рекомендации сотрудникам предприятия. А сейчас при помощи федерации профсоюзов подготовлены образцы исковых заявлений в инспекцию по труду и в суд.

Оперативное вмешательство

По мнению экспертов, муниципальные предприятия прямо идут к банкротству. Причем многие высказывают мнение, что есть лица, которые заинтересованы в этом. Другие, напротив, считают, что банкротство и, как следствие, передача автобусов в руки частных перевозчиков последним абсолютно не интересна, ведь при нынешней ситуации в транспортном комплексе города большие автобусы не выдержат конкуренции с ПАЗиками.
«Нынешняя ситуация с МУПами прогнозировалась заранее», - говорит депутат горсовета Максим КОРЕЛЬСКИЙ. По его словам, финансово-экономическое обоснование создания предприятий, представленное мэрией, изначально вызывало массу вопросов. И властям не следовало торопиться: стоило хотя бы дождаться конкурса, а уже потом выводить транспорт на маршруты. Но в данной ситуации и городским властям, и депутатскому корпусу, который за редким исключением дружно проголосовал за создание предприятий, надо «расхлебывать кашу» и вместе нести ответственность за свои действия.
По мнению Максима Корельского, в сегодняшних условиях руководству МУПов в первую очередь необходимо озаботиться вопросом минимизации издержек: на обслуживание транспорта, персонал и так далее.
Многие специалисты, в том числе руководство предприятия, большие надежды возлагают на предстоящий конкурс на право заключения договоров на обслуживание маршрутов.
«Если и после проведения конкурса предприятие не будет работать рентабельно, уже в июне его деятельность может прекратиться», - предполагает Максим Корельский.
Сейчас идет подготовка к конкурсу. Но будут ли его результаты благоприятны для МУПов: при равных для всех условиях вполне могут победить владельцы ПАЗиков. Поэтому конкурс – не панацея, считает Вячеслав Широкий.
Если административных рычагов для того, чтобы обеспечить стабильную работу предприятий, у мэрии и областного правительства мало, то экономические есть, продолжает депутат. Так, в Вологде, Ярославле и ряде других городов у частных перевозчиков цены на билет дороже: предельная планка платы за проезд у них выше, а значит, муниципальные автобусы для пассажиров определенных категорий более привлекательны.
Кроме того, и с этим согласны все опрошенные «БК» эксперты, выправить ситуацию на предприятиях невозможно, если не выделять дотации из городского бюджета. Разумеется, взамен на расширение списка льготных категорий пассажиров, которым будет предоставляться скидка на оплату проезда. Эта практика распространена в других регионах: надо понимать, что муниципальные предприятия создаются не столько для того, чтобы получать прибыль, сколько для того, чтобы повышать качество жизни населения. В том числе в секторе транспортного обслуживания.
«Надо спокойно относиться к тому, что муниципальные предприятия перевозок необходимо дотировать, - говорит Вячеслав Широкий. – По крайней мере, на начальном этапе. Любой МУП получает дотации на те или иные цели. Аналогичным образом следует поддерживать и предприятия перевозок, если мы не хотим, чтобы Архангельск оставался городом ПАЗиков».
Предложение о дотациях мэрией предполагается вынести на очередную сессию городского Совета. Сейчас идет подсчет суммы, которая необходима для поддержания работы муниципальных предприятий.
Не исключено, что дотирование муниципалов вызовет неудовольствие со стороны других перевозчиков: многие могут заявить о готовности предоставлять льготы для пассажиров взамен на поддержку из бюджета. Но надо понимать, что в перспективе дотации могут быть предоставлены только тем перевозчикам, которые будут работать на основе договоров с мэрией.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  1. Как вы расходуете свободные денежные средства?*

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5