Артем БОТЫГИН. Фото Алексея Липницкого | 16.09.2017 02:50:46
Собственники морского-речного вокзала в Архангельске, который в последние годы используется не по назначению, готовы расстаться с ценным активом. Потенциальным владельцем одного из символов города может стать как областное правительство, так и частные инвесторы. Вопрос лишь в том, кому это больше нужно.
В этом году морскому-речному вокзалу исполняется 45 лет, и с момента постройки здание капитально не ремонтировалось. С 2006 года собственник МРВ – ОАО «Архангельский морской торговый порт» – не использует его по назначению. В 2012 году оттуда выехало управление порта. Также владелец одного из самых узнаваемых объектов Архангельска изменил его статус, инициировал исключение здания из числа объектов транспортной инфраструктуры, фактически превратив его в торговый центр. К слову, земля под МРВ из этого реестра до сих пор не выведена.
Сейчас мало кто заинтересован в том, чтобы восстановить историческую справедливость и начать снова использовать МРВ по прямому назначению: во-первых, дорого, во-вторых, невыгодно.
.
Как сообщили «БК» в пресс-службе администрации Архангельска, пока окончательно не решен вопрос с транспортно-пересадочными терминалами рядом с МРВ, никаких шагов в плане развития инфраструктуры или внутреннего облика морского-речного вокзала предприниматься не будет. Когда же история со сносом терминала закончится, комплексом будут заниматься «на троих»: ОАО «Архангельский морской торговый порт», муниципальная власть и владелец терминалов. Но речь идет скорее о благоустройстве территории вокруг. То, что творится внутри МРВ – дело собственника, и администрация Архангельска на это влиять не может и, судя по всему, не хочет.
АО «Архангельский речной порт», которое осталось без речного вокзала и не может построить новый, пока не решен земельный вопрос с руководством муниципалитета, интереса к МРВ также не проявляет. Чтобы использовать здание в качестве вокзала, Архречпорту придется как минимум поменять маршрутную линию, а это долгий процесс согласований, который к тому же повлечет за собой удлинение маршрутов. Это не интересно, даже если бы само здание досталось речному порту бесплатно.
Как пояснил «БК» источник, близкий к руководству ОАО «Архангельский морской торговый порт», собственник готов расстаться со зданием МРВ и оценивает его в 500 млн рублей. В год на содержание здания (водоснабжение, тепло, электричество, расходные материалы, уборка и текущий ремонт) уходит порядка 12-13 млн рублей. При этом сдача в аренду торговых площадей приносит около 40 млн рублей ежегодно. Выкупить объект точно готовы «представители азербайджанской диаспоры». А нужно ли это области – большой вопрос. От официальных комментариев в правительстве региона пока отказались.
.
«Есть три варианта заработка на здании МРВ. Во-первых, «с реки»: доход могут приносить снабжение судов водой и швартовые работы. Вопрос только в том, кого обеспечивать водой и швартовать. Некого. Во-вторых, со стороны города: можно было бы работать по направлению создания инфраструктуры для автобусных перевозок, но после истории с терминалами к МРВ не подпустят ни автобусы, ни пассажиров. Получается, зарабатывать не на чем. Остается один вариант – сдавать здание в аренду под торговые площади, чем управление МРВ успешно и занимается», – пояснил собеседник «БК».
Он также отметил, что переговоры с областным правительством о продаже здания МРВ ведутся, но вряд ли они приведут к заключению реальной сделки.
«Приходили инвесторы из Москвы и Питера вместе с представителями Корпорации развития Архангельской области: посмотрели и ушли. Сейчас МРВ как чемодан без ручки: и не нужен никому за такие деньги, и бросить нельзя. Покупать здание только из-за того, что оно изображено на 500-рублевой купюре, не будет никто», – заключает источник.