ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Генеральные планы Архангельска: какие решения избавят город от пробок?


Текст: Андрей САХАРОВ. Фото: Николай Гернет | 01.03.2013 06:32:08

altВ одном из январских номеров «БК» опубликовал мнения блоггеров о том, какие решения можно предпринять, чтобы избавить Архангельск от пробок. Сейчас мы предлагаем взгляд представителей мэрии, их видение стратегии развития городской логистики. Как оказалось, в ее основе лежит идеология большого транспортного узла, связывающего  федеральную трассу М-8 с  перспективным глубоководным районом морского порта. Все проекты необходимо позиционировать как развивающие крупный логистический узел, нацеленный на освоение Арктики, эксплуатацию Северного морского пути и Белкомура. Только в этом случае Архангельск будет заметен на федеральной карте инвестиций, отказавшись от местечковых обоснований «у нас пробки, дайте денег на новый мост». 

 

В департаменте градостроительства мэрии Архангельска отмечают, что в предстоящем году будут сделаны решающие шаги по формированию полноценного пакета градостроительной документации. Напомним, что генеральный план Архангельска – основной документ, регулирующий развитие города, -  был принят в 2009 году, но текущая работа с ним и сопутствующей документацией продолжается. Например, с учетом постоянного мониторинга транспортных потоков дорабатывается комплексная транспортная схема (КТС). 

«Такой обеспеченности градостроительной документацией, как сейчас, в истории города еще не было, – говорит директор департамента градостроительства Ян КУДРЯШОВ. – После получения КТС мы определим приоритеты и  очередность их воплощения в жизнь. Будет разбивка на «краткосрочные», «среднесрочные» и «долгосрочные» проекты».

Разгрузка Северодвинского моста

«В развитии транспортной инфраструктуры мы концентрируем усилия на наиболее «узких» местах, которые можно сравнить с холестериновыми бляшками, забивающими сосуды в организме человека», – отмечает главный архитектор Архангельска Евгений БАСТРЫКИН.

Одно из таких «узких» мест — съезд с Северодвинского моста. Решить проблему пробок в этом районе должны две развязки. Первая - эстакадная, с выездом на Ленинградский проспект - запланирована на улице Смольный Буян по соседству со строящейся библиотекой САФУ.  Здание библиотеки этим планам не мешает: по архитектурно-планировочному заданию ее проект должен учитывать  требования по шумозащите.

Вторая - круговая одноуровневая развязка - появится в месте пересечения Смольного Буяна с улицей Розы Шаниной. Она развернет съезжающий с Северодвинского моста транспорт на проспект Ломоносова.

«Таким образом, появляется дублер улицы Урицкого, которую в дальнейшем можно будет закрыть на реконструкцию: расширить ее до трех-четырех полос за счет деревянных домов в районе учебных корпусов САФУ, – рассказывает главный архитектор города. – Надеемся, в будущем найдутся инвесторы, которые расселят жителей «деревяшек» на Урицкого, чтобы освободить территорию под многоэтажное строительство».

Что касается третьей планировавшейся эстакады, на пересечении Смольного Буяна с Обводным каналом, то об этом говорить пока рано: для начала необходимо расширить Обводный. Если воплотить эту задумку сегодня, то пробок, уверены в мэрии, станет еще больше.

Кстати, проходящий через территорию строящихся новых корпусов областной больницы участок проезда  Сибиряковцев будет закрыт. Проезд сделают в обход новостроя.

«Кроме того, мы не расстаемся с идеей «прокола» железной дороги в районе пересечения улицы Стрелковой со Смольным Буяном: тогда Стрелковая продублировала бы Московский проспект, – рассказывает Ян Кудряшов. – Окончательное решение за руководством СЖД.  Обоснование проекта готово и отправлено в Ярославль. И, конечно, давно надо продлевать Московский проспект через железнодорожный переезд  на улице Галушина до Окружного шоссе».

Есть предложение реконструировать Окружное шоссе как часть дороги М8 с устройством дополнительных полос и с последующей передачей его  в федеральную собственность. Но такое решение, уверен главный архитектор, нерационально.

Бастрыкин считает, что лучше направить усилия  на развитие структуры городских магистралей и увеличение плотности улично-дорожной сети. Вместо расширения Окружного и Талажского шоссе длиной 13 км (в генплане это городская магистраль) муниципалитет предлагает строить те же две полосы новой объездной дороги такой же длины. Именно такой проект намечен генпланом города. Это будет первая очередь будущего грузового транспортного коридора в обход города под современные нагрузки на дорожное полотно. Именно после появления второго окружного шоссе станет актуален третий мост на левый берег Северной Двины.

Мост на Сульфат – первый ключевой проект

Третий мост через Северную Двину, за который агитируют некоторые горожане,  предусматривался  еще во времена СССР через остров Турдеев с выездом на второе объездное шоссе. Но цена вопроса откладывает его появление на далекую перспективу. Пока Турдеевский мост не нужен, так как мало загружен Краснофлотский.
Главное сегодня, считают Бастрыкин и Кудряшов, — строительство четырехполосного автомобильного моста с нагрузкой 12,5 тонны на ось рядом с железнодорожным на Сульфат через реку Кузнечиху, он соединит Маймаксанское шоссе с Талажским и действующей объездной дорогой, а в перспективе и с ее дублером.

От первоначальной идеи строительства моста через остров Шилов в мэрии намерены временно отказаться.

В пользу строительства нового Талажского моста говорит интерес частных инвесторов, с которыми ведутся переговоры.  К тому же стоимость моста через остров Шилов определяется в 17-20 млрд рублей, а прямого моста на Сульфат вместе с авторазвязкой –  около 7,5 млрд рублей. А главное, не придется заниматься трудоемким и финансово-затратным выкупом земельных участков в Кемском поселке.

altМост на Сульфат даст возможность решить задачи транспортировки грузов на промплощадки вокруг города в соответствии со всеми международными требованиями.  Именно на него в будущем выйдет и второе окружное шоссе.

«Если мы все-таки ориентируемся на развитие Арктики,  то надо готовить город к грузопотоку высокой интенсивности. Если реализуем все эти планы, то поменяется идеология федеральной трассы М-8: она через Архангельск будет завязана на внешний транспорт в порту Экономия и на перспективный глубоководный район морского порта. Конечно, необходимо софинансирование всех этих проектов», – отмечает Евгений Бастрыкин.

Дороги нужно расширять

Рельсовый транспорт, в том числе железнодорожный, вполне мог бы стать альтернативой «пазикам». Городские электрички — хороший вариант, но для реализации этого проекта необходимо желание РЖД и областного правительства.

Генплан предусматривает и трамвайное движение на проспекте Ломоносова, который  для этого нужно расширить. Однако есть несколько зданий, которые вряд ли позволят это сделать.  Например, особняк купца КАЛИНИНА. Еще в 1989 году было принято решение перенести дом глубже, но сейчас сделать это невозможно: сразу за особняком построена его полукопия - новодел, известный как «Дом на Поморской».

Некоторые горожане критикуют слишком крутой поворот в Соломбале: четырехполосная улица Советская резко переходит в двухполосную Таймырскую.  Когда-то этот участок автотрассы огибал деревянные дома. В мэрии Архангельска признают, что дорогу надо выпрямлять, однако для этого придется убирать «древнюю» уличную конструкцию-название «Соломбала». Многие соломбальцы будут против. Но что важнее: быстрое движение по дороге или буквы-гиганты, не представляющие исторической ценности?

altРасширить проспект Ломоносова мешают несколько зданий. Но если с их владельцами можно попробовать договориться,  то сносить особняк купца Калинина на перекрестке с улицей Поморской (на снимке справа) никто не разрешит. В свое время городские власти возражали против выделения земли для строительства: еще в 1989 году было зарезервировано место для передвижки дома. Но на этом участке (сразу за домом Калинина) вдруг вырос новый особняк - «Дом на Поморской». Поскольку законодательство запрещает снос объектов культурного наследия, создалась тупиковая ситуация: перекресток теперь украшает композиция из двух угловых зданий  - подлинник в сцепке с его пародией. 





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  1. Как вы расходуете свободные денежные средства?*

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5