Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 24.08.2019 00:22:20
21 августа в рыбном порту Архангельского тралового флота принимали второе в этом году судно-рефрижератор, груженное рыбой с Дальнего Востока. «Гармония» встала у причальной стенки рядом с «Симфонией», пришедшей в Архангельск двумя днями раньше. Оба теплохода принадлежат группе компаний «Доброфлот».
Долгий путь «Гармонии» с Дальнего Востока в Архангельск мы отслеживали через интернет-сервис, позволяющий увидеть место расположения судов в реальном времени. Еще около полуночи 21 августа теплоход шел в районе Диксона. Скорость – 14,6 узла. Шансы заснять заход «Гармонии» в порт до сумерек, по нашим расчетам, были не так велики... Хорошо, что снова заглянули на сервис прямо с утра! Судно уже приближалось к Мудьюгу. В порту сказали: «В 11 часов – у приемного буя, значит, в 13.30-14.00 – у нас».
В порту мы с «Гармонией» буквально неслись навстречу друг другу. У причала под разгрузкой стояла «Симфония» в яркой тигриной раскраске: теплоход участвует в проекте, посвященном охране амурского тигра. На обоих судах на носу собралось человек по пять из каждого экипажа. Моряки с «Гармонии» шумно комментировали новый образ теплохода-напарника. «Вы еще хвост не видели!» – слышалось в ответ. Легкий ажиотаж понятен: как сказал нам потом капитан «Симфонии» Юрий СЕЛЮК, теплоход перекрасили всего месяц назад. А «хвост» действительно есть – ярко рыжий, нарисован на корме.
Когда мы закончили основную фотосессию, Юрий Селюк неожиданно предложил небольшую экскурсию по своему теплоходу. Мы согласились: когда еще представится такой случай – поднялись на борт и поступили «в распоряжение» второго помощника капитана Дмитрия САХНО. Прошли от машинного отделения до капитанского мостика, откуда открывался отличный вид на площадку разгрузки. После посещения ледокола «Севморпуть» весной этого года меня уже не удивило соседство на судне новейшей компьютерной техники и электроники с основательными, тяжелыми и... пожалуй, вечными приборами связи и навигации.
.
Сейчас в экипаже «Симфонии» – 28 человек, в том числе две женщины – повар и работник буфета. Как выяснилось, на судне есть небольшой спортзал, сауна и даже бассейн. «Сейчас он пустой, а так – заполняется морской водой», – пояснил Дмитрий Сахно. «В Северном Ледовитом океане?» «А что? После сауны – нормально. Я нырял. Боцман тоже». С особым вниманием нам показали, наверное, все аварийно-спасательное оборудование теплохода. Я не выдержала и поинтересовалась, откуда у нашего провожатого редкая способность увлекательно рассказывать даже о мелочах, как у профессиональных экскурсоводов? «Вы почти угадали. У меня есть опыт ведения учебных занятий», – пояснил Дмитрий Петрович.
Переход «Симфонии» из порта Оссора (Камчатский край) до Архангельска занял 13 дней, на Севморпути «штормило, но не сильно».
А в Архангельске в этот день было почти жарко, и пока пили сок и воду в каюте капитана, услышали, что у нас – «красивый и чистый город». А также о том, что наш сопровождающий впервые узнал о роли Архангельска в истории из фильма «Россия молодая». Надеюсь, мы порадовали его тем, что Новодвинская крепость не забыта и возможность посетить ее есть.
«Мне сейчас надо еще кое-что проверить, но чуть позже заходите в администрацию порта – расскажу о нашей части работы, – предложил начальник Маймаксанского грузового участка (МГУ) АО «Архангельский траловый флот» Максим ДРЕГАЛО, когда мы поблагодарили за экскурсию всех, с кем познакомились на судне, и спустились на причал. – «Симфонию» уже бегом ждут обратно в район промысла. Надо завершать разгрузку и переключаться на «Гармонию». Скорость разгрузки – примерно 800 тонн в сутки. Это хороший показатель, даже по меркам Владивостока. Потенциально можем и больше, но 900 тонн в сутки для судов такого типа – пожалуй, предел. Лишь бы погода не помешала. Нам, конечно, было бы удобнее, если бы суда пришли с «разбегом» (то есть с разницей во времени. – Прим. ред.) хотя бы в неделю. Но бизнес есть бизнес, время не ждет».
.
В общей сложности риферы «Симфония» и «Гармония» доставили в наш порт почти шесть тысяч тонн продукции: это горбуша, кета, нерка, голец, минтай, треска, навага, камбала, а также икра разных видов. Товар пойдет в основном в центральные регионы России, но часть останется на продажу в Архангельской области.
«Суда «Доброфлота» заходят к нам третий год подряд, – напомнил Максим Дрегало. – В прошлые годы принимали по одному, в этот раз – сразу два, одно из которых, кстати говоря, зафрахтовали коллеги «Доброфлота» по цеху. С учетом характера груза, у приемного буя судам ждать не пришлось – со скоропортящимся товаром имеют приоритет. И лоцманские службы Росморпорта сработали очень качественно. Огромная им благодарность. «Гармония» уже была здесь в 2017 году, а в 2018-м – еще один транспортный рефрижератор «Доброфлота», «Прогресс». Хорошие суда, шустрые».
Архангельский траловый флот позиционирует свой порт как хаб для перевалки рыбной продукции, в том числе с Дальнего Востока. А компания «Доброфлот» является драйвером перевозок рыбы на этой линии. Со слов управляющего группой компаний «Доброфлот» Александра ЕФРЕМОВА, доставка рыбы в Архангельск Севморпутем позволяет сократить транспортно-логистические издержки. Расходы на топливо, в частности, снижаются на 20%.
«Мы, в свою очередь, стараемся полностью отвечать требованиям рынка и по тарифной политике, и по скорости разгрузки судов, и по оказанию полного комплекса услуг на берегу, – продолжает Максим Дрегало. – Наши постоянные партнеры – рыболовецкие колхозы, компании «Ягры», «Помор Сифуд» и другие. Буквально через пару дней, в пятницу, снова ждем траулер «Архангельск». Отремонтировали крановое хозяйство, приобрели новый портальный кран – сейчас он проходит регистрацию в органах Ростехнадзора. Помимо рыбы, занимаемся также перевалкой генеральных грузов. Думаю, что и в этом направлении работа по принципу «одного окна» – главное конкурентное преимущество».
...Глядя на стоящие рядом «Симфонию» и «Гармонию», с удивлением слушала разъяснения о том, что это практически одинаковые риферы – «греки» 1989-1990 годов постройки. Наполовину разгруженная «Симфония» с мордой амурского тигра и оранжевыми бортами казалась значительно больше и выше. Кран рядом с ней работал как маятник, упаковки с рыбой (боюсь ошибиться в названии) на какие-то секунды как будто зависали в воздухе, погрузчики на берегу подъезжали и уезжали один за другим… Эта картина давала гораздо более наглядное представление о масштабе заказа на услуги порта, который в о-очень непростых конкурентных условиях получил Архангельск и его тралфлот, чем цифра «почти шесть тысяч тонн с двух судов». Хотя, для сравнения: по информации регионального министерства агропромышленного комплекса и торговли, в 2018 году в Архангельск было доставлено в общей сложности 9,6 тысячи тонн рыбы, при том что заходов судов было 28.