Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото с личной страницы Григория Шилкина «ВКонтакте», https://vk.com/shenradm и архива редакции | 20.06.2023 12:49:30
Жители Шенкурского округа стали активно привлекать внимание к проблеме отсутствия стабильного транспортного сообщения с окружным центром. Появилось общественное движение «Шенкурску нужен мост», активисты которого добиваются строительства стационарного моста в город. С ними встретился депутат Государственной Думы Григорий ШИЛКИН, представляющий в нижней палате российского парламента Архангельскую область.
Шенкурск, где проживает значительная часть населения, находятся основные производства и социальные объекты, расположен в пяти километрах от федеральной трассы М‑8 – за рекой. Стационарного моста нет, из-за чего город регулярно оказывается оторванным от «большой» земли.
В течение года отсутствие стабильного транспортного сообщения может достигать трёх месяцев. Но в этом году ситуация достигла своего апогея. Весной понтонный мост был повреждён большегрузами, из-за чего его пришлось демонтировать раньше запланированного. Как результат – в Шенкурск не успели завезти топливо. Также к этой ситуации не подготовился магазин федеральной торговой сети – один из ключевых для города: в период «блокады» полки опустели. По словам местных жителей, пустыми были и банкоматы Сбербанка, к слову – единственные во всём округе, которые также находятся в Шенкурске.
До открытия паромной переправы людей перевозили на судне на воздушной подушке. А машины не могли ни попасть в город, ни выехать из него. Этот период растянулся на 18 дней. Но даже с запуском парома проблема не была решена. Практически каждый день на берегу реки в очереди на переправу стояли десятки машин. Как рассказывают шенкуряне, ожидание порой затягивалось на 4-5 часов.
До 2028 года не предусмотрено
Сейчас в Шенкурск ведёт понтонная переправа, но она имеет весовые ограничения. К счастью, последние три года понтон бесплатный. До этого долгое время действовала безальтернативная платная переправа в районный центр. Жители, предприниматели Шенкурского района неоднократно обращались с этой проблемой к областным властям, депутатам Архангельского областного Собрания и Госдумы, а также в прокуратуру. И в итоге смогли добиться бесплатного проезда.
Сейчас между дорожным агентством «Архангельскавтодор» и АО «АвтодорМост» действует пятилетний контракт, по которому подрядчик организовывает переправу через Вагу за счёт областного «кошелька». По мнению инициаторов движения «Шенкурску нужен мост», логичнее было бы направить средства на строительство моста, тем самым избавив бюджет региона от этой ежегодной статьи расходов. Для этого есть и другие предпосылки.
«Отсутствие стабильного транспортного сообщения оборачивается большим количеством социальных проблем, связанных, в том числе, с медициной. В экстренных ситуациях нередко задействуют санавиацию, которая, насколько я знаю, обходится бюджету в достаточно крупную сумму, – рассказала инициатор движения «Шенкурску нужен мост», руководитель КФХ «Татьянино» Татьяна ВЕБЕР. – От отсутствия стабильной переправы очень страдают сельхозпредприятия да и в целом все производители. У нас тоже нередко бывают простои в работе. К тому же не всегда получается подготовиться к периоду отсутствия переправы, ведь порой ситуация развивается совершенно непредсказуемо. Поэтому мы и говорим: Шенкурску нужен мост».
В планах у активистов – включить строительство моста через Вагу в районе Шенкурска в федеральные программы.
«В Архангельской области они успешно реализуются – активно строятся и ремонтируются не только дороги, но и мосты. Мы изучили паспорта программ и пришли к выводу, что Шенкурск подходит под критерии отбора и может попасть в программу. Но пока не видим серьёзной поддержки со стороны чиновников в решении этого вопроса», – добавила Татьяна Вебер.
Не только в Шенкурске
Ситуация привлекла внимание депутата Государственной Думы Григория Шилкина, который недавно посетил Шенкурск и встретился с активистами движения.
«Жители округа справедливо считают, что проблему может решить постоянный мост. Но его строительство не заложено ни в одну инвестиционную программу. Я предложил шенкурским активистам направить официальный запрос на моё имя. Вопрос наличия постоянных мостов на внутрирегиональных речных переправах значительно шире, чем проблема одного населённого пункта», – отметил депутат Госдумы.
Без постоянной транспортной доступности живут и другие окружные (районные) центры. Среди них – село Верхняя Тойма, где нет бесплатной автомобильной переправы. Здесь действует частная паромная переправа, услуги которой достаточно дорогие. К примеру, за доставку в административный центр округа легковой машины приходится выкладывать 500 рублей.
«Я постоянно езжу по региону и знаю не понаслышке, что такие временные переправы есть во многих населённых пунктах Архангельской области. Это и Онега, и Сольвычегодск, и Лешуконское, и другие территории. Капитальные мосты жизненно необходимы Архангельской области! Временные переправы, имеющие сезонные и другие ограничения, к тому же не везде бесплатные, ведут к удорожанию товаров первой необходимости на удалённых территориях, ограничивают и затрудняют пользование медицинскими услугами для жителей», – уверен Григорий Шилкин.
Сценарий упадка?
Отсутствие постоянного транспортного сообщения отражается и на местном бизнесе: предпринимателям становится невыгодно создавать рабочие места, открывать производство, развивать деятельность в сфере услуг.
«В результате такие территории пустеют: люди вынуждены переезжать в места, где более комфортные условия для жизни», – подчеркнул депутат.
Именно по такому сценарию сейчас идёт Шенкурск. Когда‑то здесь работало много деревообрабатывающих предприятий, но сейчас действуют лишь несколько, и то с перебоями, связанными с нехваткой сырья. Также около Шенкурска расположен молочный завод, поставляющий продукцию, в том числе, в самые крупные города региона, детские сады и школы Архангельской области. И сегодня предприятие оставлено с проблемой транспортировки продукции через реку в межсезонье один на один и решает её собственными силами.
У города есть потенциал к развитию, в том числе туристическому. Богатое культурное наследие и близость к федеральной трассе делают Шенкурск отличной точкой стоянки для автопутешественников, которых год от года становится всё больше. Но развитие этого малого города сдерживает отсутствие стабильного транспортного сообщения.
По мнению депутата, решать эту проблему нужно комплексно, не только в масштабах региона, но и всей страны.
«Такая проблема присуща и другим регионам России, где множество рек и притоков, недостаточно развита транспортная инфраструктура. В связи с чем планирую собрать необходимую информацию и обратиться в Правительство РФ с предложением создания целевой федеральной инвестиционной программы «Региональные мосты России», – резюмировал Григорий Шилкин.