ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Конгресс предпринимателей

Большие автобусы для малых перевозчиков: девятнадцать «ЛиАЗов» возвращаются на линии


Елена ГРИГОРЬЕВА. Фото Алексея Липницкого | 08.04.2016 22:41:44
Большие автобусы для малых перевозчиков: девятнадцать «ЛиАЗов» возвращаются на линии

Прошедшая на днях конференция, где обсуждалось крайне сложное финансовое положение двух муниципальных унитарных предприятий – АПАП-1 и АПАП-2 – в 2014-2016 годах, по сути, представляла собой расширенное производственное совещание. Кризис подтвердил экономическую неэффективность этой организационно-правовой формы. Какая система взаимодействия перевозчиков с городской администрацией заменит ее в дальнейшем?


eshimbetov_ruslan.jpgНа сегодняшний день общая сумма кредиторской задолженности двух МУПов – за аренду, топливо, по отчислениям в Пенсионный фонд, налоговым и социальным платежам – составляет порядка 35 млн рублей, сообщил новый директор АПАП-1 и АПАП-2 Руслан ЕШИМБЕТОВ. Он возглавил МУП 12 февраля. Буквально через месяц, а точнее 17 марта 2016 года, истек срок договора, по которому предприятия ранее получали право осуществлять пассажирские перевозки.

Броуновское движение

Первым признаком того, что оба предприятия, фактически доведенные до грани банкротства, близки к тому, чтобы прекратить свою деятельность, стало исчезновение автобусов марки «ЛиАЗ» с городских маршрутов № 22, 25 и 15у в конце марта. Пассажиры и пресса выразили бурное негодование, что вполне объяснимо.

Во-первых, снятие автобусов большой вместимости со столь протяженных линий создает массу препятствий для социально уязвимых групп горожан, живущих далеко от центра. В первую очередь – для тех, кому не под силу штурмовать переполненные «ПАЗики»: мамам с маленькими детьми, инвалидам и людям преклонного возраста теперь труднее перемещаться по городу. Во-вторых, Архангельск, наводненный устаревшими автобусами малого класса, стремительно теряет свой престиж как областной центр. В-третьих, среди разномастных владельцев «ПАЗиков» до сих пор много так называемых «нелегалов» – перевозчиков, не имеющих договорных отношений с администрацией муниципалитета, а это никак не гарантирует безопасности пассажирских перевозок. Если проследить за маневрами их водителей в часы пик и послушать переговоры по рации, то невольно задумаешься о том, что здесь русский «авось» – самая распространенная и едва ли не единственная форма менеджмента.

Надежда на то, что небольшие автотранспортные компании рано или поздно обзаведутся собственным парком автобусов, вмещающих более 100 пассажиров, по меньшей мере призрачна. Мало того, что один «ЛиАЗ» стоит не менее 8 млн рублей, для его длительной эксплуатации необходима собственная ремонтная база и профессиональный контроль техсостояния. Все это долгое время входило в инфраструктуру автобусного парка, расположенного на улице Павла Усова. После ряда преобразований, связанных с приватизацией, она утратила целостность.

Двойственная позиция

АПАП-1 и АПАП-2 относятся к той категории, которую в 90-е годы называли «государственно-коммерческим партнерством». Они использовали транспорт большой вместимости, переданный на баланс мэрией, получая компенсацию убытков, связанных с эксплуатацией автобусов, и должны были направлять прибыль от организации пассажирских перевозок на оплату аренды муниципальных территорий и помещений, социальные и прочие выплаты. В том, где возобладавший псевдокоммерческий подход подменял собой государственный, что всегда приводит к плачевным результатам, сейчас разбираются правоохранительные органы.

Счета предприятий арестованы. Деятельность новой дирекции направлена на покрытие долгов, прежде всего задолженности по заработной плате за два месяца текущего года, и трудоустройство персонала, попадающего под сокращение. По словам Руслана Ешимбетова, эти задачи, четко прописанные в законодательстве, являются для них приоритетными, и уже прослеживаются результаты. К середине апреля долги по заработной плате сократятся втрое. Выполнив основную часть социальных обязательств, руководство АПАП-1 и АПАП-2 совместно с департаментом городского хозяйства приступят к реализации программы антикризисного управления.

Ехать с комфортом

«Мы как администрация муниципального образования поддерживаем и будем поддерживать оба предприятия в меру возможностей бюджета и в рамках правового поля», – прокомментировал ситуацию начальник отдела транспорта и связи УТиДМХ департамента городского хозяйства администрации Архангельска Алексей ПОТОЛОВ.

Он уточнил, что компенсацию из городского бюджета на возмещение убытков, неизбежных при эксплуатации автобусов большой вместимости, имеют право получать не только муниципальные предприятия, но и частные компании любых форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Эти деньги предназначены для технического обслуживания и ремонта, гарантирующих исправность транспортных средств.

Первые шаги реформы пассажирских перевозок в Архангельске уже осуществляются. Часть средств на покрытие долгов АПАП-1 и АПАП-2 обеспечивает доход, полученный за аренду автобусов от частных автотранспортных компаний, готовых вывести «ЛиАЗы» на городские маршруты. На текущий момент через региональную ассоциацию автотранспортников заключено 19 таких договоров. «ЛиАЗы» частично возвращаются на три маршрута, которые по условиям договора с мэрией Архангельска обслуживали АПАП-1 и АПАП-2. Кстати, это далеко не самые популярные и не самые выгодные линии пассажирских перевозок. Помимо этих маршрутов, автобусы большого класса буду работать на на-правлениях с наибольшим пассажиропотоком.

Порядок отбора участников регулярных пассажирских перевозок сменился после вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ от 17 июля 2015 года, полностью изменившего подход к транспортному обслуживанию горожан. Теперь, чтобы получить право на осуществление перевозок пассажиров, организации или индивидуальному предпринимателю необходим договор с администрацией города, заключенный по результатам аукциона, и наличие карты маршрута на каждый автобус, курсирующий по линии. За работу без договора и маршрутной карты предусмотрены штрафы: 5000 рублей – для водителя и до 30 тысяч руб-лей – для юридического лица.

По заказу муниципалитета специалистами САФУ в 2013 году разработана схема маршрутов, которая обсуждалась на февральском заседании рабочей группы с участием ассоциации автотранспортников. В цели совместной стратегии городской администрации и некоммерческого профессионального объединения перевозчиков входит изменение баланса авто-транспортных средств на главных магистралях Архангельска. Для этого необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию маршрутной сети.

Со временем на основных маршрутах города место видавших виды «ПАЗиков» займут комфортабельные автобусы средней и большой вместимости. 23 «ЛиАЗа», в том числе 7 низкопольных, из 46 автобусов транспортного парка АПАП-1 и АПАП-2 были признаны полностью исправными, готовыми к передаче в надежные руки и выходу на линии, в том числе на самые востребованные среди архангелогородцев. При заключении договоров арендаторам рекомендуют принять в штат бывших сотрудников муниципальных предприятий – это один из вполне приемлемых для обеих сторон вариантов трудоустройства. квалифицированных водителей с огромным опытом пассажирских перевозок.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

potolov_alexey.jpgАлексей ПОТОЛОВ, начальник отдела транспорта и связи УТиДМХ департамента городского хозяйства администрации Архангельска:

– Городу нужны большие комфортабельные автобусы, но от их использования АПАП-1 и АПАП-2 несли убытки примерно в 6 млн рублей в месяц. Сейчас мы стремимся свести ущерб к минимуму и, соответственно, снять социальную напряженность.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  1. Как вы расходуете свободные денежные средства?*

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5