ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 14:50

Автобусный тупик? «Реформа» пассажирского транспорта в Архангельске потребует 2 млрд рублей


Материал предоставлен Ассоциацией автотранспортников Архангельской области | 17.02.2017 21:38:41
Автобусный тупик? «Реформа» пассажирского транспорта в Архангельске потребует 2 млрд рублей

На автобусных маршрутах Архангельска по договорам с муниципалитетом работают 32 перевозчика: 15 организаций и 17 индивидуальных предпринимателей. Все они местные, многие занимаются этим бизнесом уже два десятка лет, платят налоги в родном городе, сохраняют рабочие места и ремонтные базы. Но из уст представителей администрации муниципалитета перевозчики все чаще слышат заявления о том, что в апреле текущего года им будут разосланы уведомления о расторжении контрактов.


Со слов начальника отдела транспорта и связи департамента городского хозяйства Дмитрия АНТОНОВА, все предложения предпринимателей, связанные с планируемой «оптимизацией» маршрутной сети, отклонены. Хотя только на закупку 231 нового автобуса среднего и большого класса, что предусмотрено новой схемой, необходимо 2 млрд рублей. На вопрос «За счет чего перевозчики должны осуществить эти инвестиции?» внятного ответа нет. А данные самого исследования, проведенного за 6,8 млн бюджетных руб­лей санкт-петербургским ООО «НИПИ ТРИТИ», вызывают у специалистов обоснованные сомнения. 

«Оптимизация» или уничтожение малого бизнеса?

«Работа по обоснованию «оптимизации» маршрутной сети носит исключительно механистически-математический характер и не содержит экономической составляющей, – считает заместитель директора ООО «Автодорожный консалтинг» Рашида ГИРФАНОВА.

– Анализ социально-экономической эффективности некорректен, т.к. разработчик ссылается на методику, предназначенную для инвестпроектов, претендующих на финансирование из Фонда национального благосостояния. Но данных о таком инвестпроекте для Архангельска нет, а работа общественного транспорта поддерживается исключительно за счет инвестиций частных перевозчиков. Рекомендации не проверены и поэтому содержат огромные риски: убытки для перевозчиков и даже их возможное банкротство с соответствующими потерями для бюджета и ростом социальной напряженности».

Предложенная система объединения маршрутов в лоты для проведения новых конкурсов при условии закупки новых больших автобусов, действующем тарифе в 21 рубль и отсутствии дотации из бюджета приведет к тому, что по всем позициям убытки из-за роста эксплуатационных затрат более чем в два раза превысят доходы.

«По нашим расчетам, ни один из лотов, предложенных институтом, не является доходным, – отмечает предприниматель Вера ДУРАНДИНА. – Без участия бюджета большие автобусы просто не поедут. А при действующем тарифе скоро могут встать и «ПАЗы».

Объем инвестиций для покупки нового подвижного состава, что является главным условием участия в конкурсах, составит от 60 млн до 327 млн рублей – суммы для местных перевозчиков астрономические.

«На какие деньги нам покупать автобусы стоимостью 7-9 млн рублей? – рассуждает предприниматель Игорь МЕЛЬНИК. – Обязательным условием одобрения кредита является наличие долгосрочного договора на перевозки по маршруту. А нам сказано, что договоры будут расторгнуты. Получается, что местные перевозчики принять участие в конкурсах не смогут. Таким образом, расторжение договоров может не улучшить, а только ухудшить обслуживание пассажиров. Или есть «добрый волшебник» с 231 новым автобусом?».

Как поясняет предприниматель Кирилл МЕЛЕШКИН, в его распоряжении уже имеются договоры с муниципалитетом, заключенные до 2020 года, в которых указан класс и количество единиц подвижного состава, на них оформлены карты маршрутов.

«Исходя из этих условий, мы приобретали автобусы малого класса. А нам снова говорят о конкурсах. Мы не можем в них участвовать каждые два года – это нереально. Многие маршруты «урезаются» наполовину, что неизбежно ведет к сокращению выручки. Даже если мы купим большие автобусы – дотаций не будет, и ситуация зайдет в тупик».

Растет и налоговая нагрузка. В Архангельске уже принято решение о повышении корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для перевозчиков, использующих систему единого налога на вмененный доход. С 1 января 2017 года он вырос сразу в 2,5 раза – с 0,3 до 0,8.

«При повышении коэффициента К2 расходы на оплату налогов повысятся, – добавляет предприниматель Сергей ВАЛЬКОВ. – Для нас, например, это дополнительные затраты в 825 тысяч рублей в год».

Естественно, что для владельцев автобусов большого и среднего класса налоги будут еще выше. В таких условиях местным перевозчикам выжить невозможно.

Без гарантий возврата инвестиций

validator.jpgСейчас от перевозчиков срочно – к 1 марта – требуют профинансировать установку системы электронной оплаты проезда для льготных категорий граждан. Закупка считывающих устройств (валидаторов) обойдется в 17 млн рублей. Кроме того, перевозчики обязаны уплатить в бюджет 7% от стоимости каждой поездки льготника – это еще более 5,3 млн рублей. Возникает парадоксальная ситуация: перевозчики должны сейчас сделать значительные инвестиции в реализацию социального проекта, а через пару месяцев... получить извещение о расторжении договора.

«Нет уверенности в будущем: сейчас мы обязаны вложить деньги, а завтра нам скажут «до свидания» и останемся без договоров, маршрутов и средств, – продолжает Кирилл Мелешкин. – Нам говорят, что когда-то потом валидаторы можно будет вернуть и нам компенсируют наши затраты... Но если на это есть средства, то почему бы сразу их не закупить за счет города?».

Перевозчикам предлагается оплатить еще и сервисный контракт на обслуживание системы. Кстати, долг горбюджета перед перевозчиками по оплате проезда льготных категорий граждан за 2016 год превышает 9 млн рублей.

В Санкт-Петербурге, к примеру, валидаторы были приобретены за счет бюджета и бесплатно выданы каждому перевозчику. За транзакции не платится никаких процентов. В Мурманске валидаторы также были закуплены городом, а плата по договору за использование системы составляет 2,5% с каждой поездки. Интересно, что стоимость той же модели валидатора, которая используется в Санкт-Петербурге, для Архангельска выросла на 10 тысяч рублей и, по информации перевозчиков, составляет от 32 до 34 тысяч рублей.

Архангельск не готов к эксплуатации больших автобусов

bus_mrv.jpgКак отмечают специалисты, клиренс так называемых «низкопольных» (этого понятия нет ни в одном нормативном документе) автобусов составляет 12 см. «Лежачие» полицейские на дорогах Архангельска – 11 см и выше. Итог эксплуатации новых автобусов за 2 млрд рублей легко предсказать: через год они превратятся в непригодную для ремонта рухлядь.

«Прежде чем требовать от перевозчиков закупки новых автобусов, нужно привести в нормативное состояние дорожную сеть, – уверен Игорь Мельник. – Как большие автобусы развернутся, например, в Новом поселке? На Сульфате разворотная площадка тонет в стоках».

Архангельские «ПАЗы» принято ругать, называть «сельскими», т. е. предназначенными для тяжелых условий грунтовых дорог. Но даже они в январе этого года не всегда могли преодолеть снежные валы, образовавшиеся на центральных улицах Архангельска, не говоря уже об окраинах. На ул. Воскресенской у магазина «Пингвин» за неделю четыре раза потребовалось вызывать техпомощь, чтобы вытащить застрявшие автобусы. Масса жалоб поступает от пассажиров на нечищеные «карманы» на остановках.

В таких условиях большие низкопольные автобусы просто прекратили бы работу по требованиям безопасности. И если сделать запрос производителям тех же «ЛиАЗов», указав, что 90% дорог Архангельска требуют ремонта, они не дадут никакой гарантии их эксплуатации.

«Полгода мы использовали большие «ЛиАЗы» – сейчас вынуждены от них отказаться, – рассказывает предприниматель Наталья ГРУНОВА. – Зимой им не выехать из гаража и не развернуться на конечных остановках. Без дотации эксплуатация таких автобусов приносит огромный убыток. Выручка – меньше чем от «ПАЗов», запчасти только под заказ, ремонт обходится в разы дороже. По сути, вопрос состоит в том, что переход на автобусы среднего и большого класса возможен только при наличии компенсации выпадающих доходов из бюджета».

И кто в итоге будет эту компенсацию получать, если с местными перевозчиками договоры планируют расторгнуть уже в апреле? Этот факт еще раз подтвердили представители городской администрации на заседании Ассоциации автотранспортников 14 февраля.

Методики расчёта обоснованного тарифа нет

konduktor.jpgВ Архангельске перевозчики должны постоянно доказывать, что их расходы напрямую зависят от всех изменений тарифов и цен, происходящих в стране: роста цен на топливо, запчасти, тарифов на коммунальные услуги, затрат на исполнение требований федеральных законов (установка системы ГЛОНАСС, социальные выплаты работникам, расходы на обеспечение транспортной безопасности, страхование ответственности перед пассажирами и пр.). При этом в тарифе на пассажирские перевозки в Архангельске нет инвестиционной составляющей, не заложена рентабельность.

«В Санкт-Петербурге тариф установлен в размере 40 рублей, установлена дотация. У нас – 21 рубль и все. А налоги – одинаковые. Пусть тогда и налоги будут у нас в два раза меньше. Опять же, в Петербурге пошли навстречу перевозчикам: утвердили договоры до 2020 года, чтобы они могли спокойно поэтапно обновлять подвижной состав. Но там на 70% допускается использование автобусов малого класса», – добавляет Кирилл Мелешкин.

Методика расчета тарифа в Архангельске до сих пор не разработана и не опубликована в открытом доступе, хотя это было предусмотрено трехсторонним соглашением еще два года назад. То, что методики нет, признает и руководитель регионального агентства по тарифам и ценам Елена ПОПОВА. Сейчас 15 перевозчиков подали заявки на рассмотрение нового тарифа, но вполне может повториться ситуация 2015 года, когда тариф был изменен исходя из расчетов, сделанных еще в апреле 2013-го. Понятно, что за два года рост цен просто «съел» проведенное повышение.

«В том же Санкт-Петербурге тариф «автоматически» поднимается минимум один раз в год – на величину инфляции. И перевозчики избавлены от необходимости доказывать очевидное, – отмечает Игорь Мельник. – Почему мы ходим с протянутой рукой, а нам отказывают? И при этом говорят о «ЛиАЗах»... Было сорок «ЛиАЗов» у МУПов: покажите, где они? Даже при дотациях из городского бюджета оказались убыточны. А мы должны будем их эксплуатировать только за свои средства?».

popov_andrey.jpgДля внедрения системы электронной оплаты проезда и постепенного перехода на автобусы среднего и большого класса Ассоциация автотранспортников предлагает: отложить проведение конкурсов и сохранить действующие договоры с перевозчиками на период до 2020 года; приобрести валидаторы за счет бюджета; не взимать плату с перевозчиков за каждую поездку при использовании электронных проездных; разработать и утвердить методику расчета тарифа на проезд в пассажирском транспорте и опубликовать ее в открытом доступе; рассмот­реть вопрос об установления нового тарифа в I квартале текущего года с учетом инвестиционной составляющей и рентабельности.

«При этом стоимость одной поездки для пассажиров может оставаться прежней, – отметил председатель совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей ПОПОВ. – Перевозчики не хотят повышения цены билета: речь идет о понятной, прозрачной и доступной для всех методике расчета тарифов и предусмотренной законом компенсации затрат из бюджета, в том числе и инвестиционной составляющей, необходимой как для внедрения электронных проездных, так и для обновления парка автобусов. Сейчас эти средства в тарифе отсутствуют».






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей