ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 18:33

Архречпорт: практически здоров


Текст: Татьяна Потапова. Фото: Артём Келарев | 06.11.2012 08:45:36

altПрибыль в 70-80 млн рублей по итогам 2013 года  – такие планы озвучивает новое руководство ОАО «Архангельский речной порт». Еще в недавнем времени убыточное, предприятие взяло курс на оздоровление. Речпорту удалось расплатиться с большей частью долгов и значительно увеличить выручку.

 

В декабре 2011 года собственником более 50% акций Архречпорта стала группа компаний «Экотэк», в состав которой входят судоходная компания «Экотэк» и Лайский судостроительно-судоремонтный завод. В руки новых менеджеров речпорт перешел в предбанкротном состоянии: долг перед кредиторами и поставщиками перевалил за 60 млн рублей, более 25 млн составляли долги по налогам.

И без того непростое финансовое положение порта усугубил пожар, произошедший в Жаровихе в ноябре 2011 года. Огнем было повреждено порядка 20 тысяч кубометров пиловочника, принадлежащего Соломбальскому ЦБК. Общий ущерб, причиненный комбинату, оценивался в 18 млн рублей.

«После смены руководства контрагенты сразу обратились к судебным приставам, желая срочно взыскать миллионы рублей по исполнительным листам,  – вспоминает генеральный директор ОАО «Архангельский речной порт» Андрей РАЗГОВОРОВ. – Для выплаты заработной платы и долгов пришлось привлекать средства организаций-партнеров. Одновременно мы стали договариваться с контрагентами и кредиторами, подписывать графики погашения задолженностей».

Параллельно шла реорганизация самого предприятия. Был сокращен штат управленцев, ликвидированы некоторые службы, внедрена система электронного документооборота, позволяющая в режиме он-лайн отслеживать движение грузов. Оптимизация процессов, по словам Андрея Разговорова, позволила за три квартала 2012 года на 70 млн рублей увеличить выручку предприятия по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, расплатиться практически со всеми долгами.

«По «старым» долгам остается выплатить порядка 20 млн рублей, – пояснил генеральный директор предприятия. – В числе кредиторов – судостроительные и судоремонтные предприятия региона, оказывавшие Архречпорту услуги по ремонту судов, а также федеральные организации («Росморпорт» и др.). С Соломбальским ЦБК на сегодняшний день мы также полностью рассчитались. Всего выплачено 10 млн рублей, часть средств (еще порядка 8 млн) удалось погасить взаимозачетом».

2012 год Архангельский речной порт рассчитывает закончить без убытков, а по итогам 2013-го получить прибыль до 80 млн рублей – ее планируется направить на развитие предприятия.

«Пока это только прогноз, – подчеркивает Андрей Разговоров. – Работу речного порта во многом определяет состояние экономики города и региона в целом. Там, где ведется интенсивное строительство дорог и других объектов, существует высокий спрос на услуги речников. К примеру, во времена строительства 8-го и 6-го микрорайонов Архангельска речпорт добывал по несколько миллионов тонн песка в год для нужд строительных компаний. Сегодня для нас объем добычи песка даже в 1 млн тонн в год – мечта».

Не лучшим образом на деятельности речников сказывается и спад в традиционной для Архангельска лесной отрасли. По словам Андрея Разговорова, предприятие вынуждено осваивать дополнительные виды деятельности для пополнения доходной части собственного бюджета. В навигацию 2012 года речной порт впервые начал заниматься дноуглубительными работами. Также впервые Архречпорт стал заниматься перевозкой и перевалкой металлолома. Расширение сферы деятельности позволило предприятию в полтора раза увеличить транспортную обработку грузов: с 424 тысяч тонн в 2011 году до 700 тысяч тонн в 2012-м. В структуре перевозимых грузов сегодня превалируют уголь, камень, щебень, строительные материалы.

Одним из главных направлений деятельности Архангельского речного порта остаются пассажирские перевозки. В очередную навигацию предприятие входило с волнением: флот и береговая инфраструктура пребывали в удручающем состоянии,.

«По документам суда были в полном порядке, фактически же они не ремонтировались годами, – говорит Андрей Разговоров. – Понимая, что в таком виде флот даже предстоящую навигацию отработать не сможет, мы стали поднимать суда в док: ремонтировать корпуса, менять двигатели, отделку и обстановку пассажирских салонов. В результате перед началом навигации суда прошли все необходимые проверки и испытания».

Впрочем, проблема обновления флота не стала менее острой. На балансе Архречпорта всего девять пассажирских судов, которые эксплуатируются от 23 до 70 лет. Самые «древние» – «Коммунар» (1940 год постройки) и «Балхаш» (1944 год).

«Пока мы имеем возможность только ремонтировать то, что есть, – признает Андрей Разговоров. – Пассажирские перевозки на 70% – дотационные. Архречпорт в рамках договора с Правительством области по субсидированию перевозок не может сам покупать суда, предприятию лишь компенсирует возникающие убытки».

Девять теплоходов Архангельского речного порта в день зарабатывают 120-140 тысяч рублей, тогда как себестоимость этих перевозок в три раза выше. По итогам навигации 2012 года только эксплуатационные расходы по транспортировке пассажиров составят 78 млн рублей, а доход от перевозок (по билетам, включая проведенные экскурсии) не  превысит 25 млн.

При этом относительно пассажирских перевозок 2012 год можно называть доходным: в сравнении с 2011 годом поток вырос с 650 тысяч человек до 1 млн.

«Увеличить пассажиропоток удалось, прежде всего, за счет оптимизации расписания движения теплоходов, – поясняет Андрей Разговоров. – В часы пик суда отправлялись один за другим».

Наряду с флотом обновления требует и береговая инфраструктура. В следующем году ни один из плавпричалов ( а их менее десяти) нельзя будет эксплуатировать из-за предельного износа конструкций.

Архангельский речной порт к весне 2013 года планирует построить 10 новых плавпричалов: восемь для Приморского района и два для Архангельска. Строительство каждого оценивается в 4,5 млн рублей. Область согласилась частично компенсировать затраты. Подрядчиком по проекту выступает Лайский судостроительно-судоремонтный завод: два причала уже готовы, еще восемь будут построены предстоящей зимой.

Другой амбициозный проект – строительство нового речного вокзала в Архангельске. Сегодня управление пассажирскими речными перевозками фактически ведется из будок-бытовок. Здание вокзала на набережной Северной Двины у областного центра дополнительного образования и право аренды земельного участка еще в апреле 2011 года было продано прежними управленцами Архречпорта.

«Весной 2012 года мы подняли резонный вопрос: «Где будут ожидать теплохода пассажиры?» – рассказывает Андрей Разговоров. – После длительных переговоров удалось прийти к соглашению с министерством имущественных отношений Архангельской области о выделении речпорту участка не менее 500 кв. м под строительство нового вокзала. Объект, по предварительному согласованию, будет располагаться в непосредственной близости от причала».

В 2013 году Архречпорт планирует начать строительство вокзала и открыть его к началу навигации-2014. Финансирование проекта осуществляется за счет средств предприятия и привлеченного инвестора – группы компаний «Экотэк».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей