Артем БОТЫГИН. Фото: Алексей Липницкий | 14.08.2015 09:48:45
До вступлений в силу изменений в федеральном законодательстве в части продажи спиртных напитков осталось меньше года: продавцам предстоит провести серьезную ревизию имеющегося оборудования и программного обеспечения, используемого при продаже алкоголя, по итогам которой старое «железо», возможно, придется заменить. Компании, занимающиеся поставкой необходимой техники и программ, уже вовсю предлагают новые устройства, подчеркивая, что времени на модернизацию не так много.
Причина необходимости технического переоснащения - введение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС): это глобальная база данных всего ввезенного или произведенного в стране алкоголя, куда информация поступает через Интернет, - отсюда и возросшие системные требования.
Проект стартовал в 2006 году. В 2012-м к нему подключились производители и импортеры. С 1 января 2016 года в ЕГАИС данные о приобретенном алкоголе будут вносить оптовые закупщики, с июля 2016-го — розничные продавцы. В 2017 году ЕГАИС станет обязательной и в населенных пунктах с числом жителей менее 3000 человек, где пока, в порядке исключения, система не будет применяться. Кроме того, от обязательной фиксации в ЕГАИС до поры до времени освобождаются продавцы пива и других некрепких спиртных напитков, а также предприятия сферы общепита и виноделы, которые производят алкоголь из собственного винограда. На год, в сравнении с другими регионами, получили «отсрочку» с ЕГАИС предприниматели Крыма и Севастополя.
Для работы в ЕГАИС нужен компьютер, который будет выполнять роль сервера, программный модуль (один на магазин), крипто-ключ, программное обеспечение (ПО), доработанное под систему, сканер 2D штрих-кодов, фискальный регистратор с возможностью генерации QR-кодов. Представители компании «АТОЛ», которая предлагает оборудование и ПО для автоматизации предприятий торговли и уже официально работает с ЕГАИС, рассказали, что комплект одного рабочего места без учета сервера будет стоить от 40 тысяч рублей.
«Продавать спиртное будет сложнее и дороже. Поэтому изменения могут привести к тому, что часть продавцов на этом рынке может уйти в тень, а в магазинах будет создан специальный отдел или оставят одну кассу для продажи спиртного. Что касается последнего, я считаю, что это будет даже удобнее и проще - и для предпринимателей, и для покупателей. Специалисты Росалкорегулирования (РАР) уверяют, что знают, как бороться с «теневиками». Более половины алкоголя в России - «серый», поэтому и вкладывается столько ресурсов в ЕГАИС, - рассказал «БК» руководитель направления продаж компании «АТОЛ» Павел КОТОВ.
Кроме очевидных плюсов ЕГАИС в борьбе с контрафактом, в компании «АС ЦЕНТР» - представительстве «АТОЛ» в Архангельске - упоминают и про прозрачность происхождения продукции для потребителей. Прозрачность будет достигаться благодаря четырем фильтрам: производитель должен внести товар в базу ЕГАИС, дистрибутор/оптовик - проверить его подлинность при покупке, еще одна проверка - в точке розничной продажи, а покупатель получит на руки чек-слип с QR-кодом и ссылкой на сайт ЕГАИС, где он найдет информацию о дате и месте розлива продукта.
Если в торговой точке прервется связь с Интернетом, в течение трех суток все QR-коды и ссылки генерируются и хранятся вне сети. Спустя 72 часа, которые даются на устранение неполадок, провести алкоголь через кассу будет невозможно. Когда соединение с Сетью возобновится, созданные ранее данные о продаже алкоголя появятся догрузятся на сайт РАР.
«Время до обязательного внедрения ЕГАИС в розничное звено есть, но торговым предприятиям придется преесмотреть систему приема алкогольной продукции. И чем раньше магазины начнут взаимодействовать с ЕГАИС, тем проще им будет работать, когда система станет обязательной. Вопросов по применении федерального закона даже у нас много, надеемся, что скоро появится конкретика. У нас ведь как бывает - закон выпустили, а потом идет череда разъясняющих писем», — отмечает заместитель директора компании «АС ЦЕНТР» Светлана ЧЕРНЯВСКАЯ.
Своевременный переход на ЕГАИС может уберечь от закупки по ошибке нелегального алкоголя, в том числе произведенного в «ночные смены». Как в «АТОЛ», так и в «АС ЦЕНТРЕ» советуют с особой осторожностью относиться к поступающим предложениям о продаже партий алкоголя «на выгодных условиях».
«Есть недобросовестные производители, которые понимают, что сегодня спиртное, произведенное по нечистой схеме, нельзя продать в крупные торговые сети, потому что там на приемке скорее всего обнаружат, что этого товара нигде нет. Либо что это клон - похожая марка, предложенная другим производителем. Те, кто не задумывается о порядке покупки алкоголя, сейчас получают особенно много «выгодных» предложений», - пояснил Павел Котов.
«АС ЦЕНТР»:
г. Архангельск, пр. Ломоносова, 183, корп. 1, подъезд 1, 1-й этаж.
Тел. (8182) 65-17-10.
E-mail: [email protected],
www.kkm29.ru