Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото www.dvinanews.ru | 05.12.2018 16:31:28
5 декабря в Выборге было спущено на воду рыбопромысловое судно для Архангельского тралового флота. Траулер, получивший название «Баренцево море», – первый в серии из четырех судов, заказанных АТФ на Выборгском судостроительном заводе. Все они будут оснащены фабриками для переработки рыбы на борту и получения максимально свежей продукции.
На торжественной церемонии спуска траулера на воду вновь прозвучало: главной гарантией исполнения инвестиционных программ для всех российских рыбаков является сохранение исторического принципа распределения квот.
Траулер «Баренцево море» заложен в мае 2017 года и должен быть сдан заказчику осенью 2019-го: оставшаяся часть работ проводится на воде.
«Для нас это стало доброй традицией – провожать судно, когда оно в первый раз соприкасается с той средой, в которой ему предстоит работать. Я от души поздравляю всех партнеров! В процессе строительства в оборудование траулера вносились изменения: он стал гораздо более оснащенным, чем это планировалось изначально. Тем не менее все идет по графику», – рассказал на церемонии генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр СОЛОВЬЁВ.
На строящихся судах АТФ будут установлены траловые комплексы последнего поколения, а также фабрики мощностью до 160 тонн рыбы в сутки, позволяющие не заходя в порт, прямо на борту производить филе, рыбий жир, рыбную муку и консервы.
По проекту траулер-процессор KMT01 имеет ледовый класс с усилением корпуса для промысла в условиях Северного рыбохозяйственного бассейна. По словам генерального директора АО «Архангельский траловый флот» Алексея ЗАПЛАТИНА, предприятие не получало новых судов тридцать лет – с 1988 года.
«Сегодня мы присутствуем на историческом событии! – отметил присутствовавший на торжественной церемонии губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ. – Мы очень ждем, что траулер придет к нам к юбилею АТФ (в 2020 году одному из старейших предприятий региона исполнится 100 лет. – Прим. ред.). Есть великолепное место в центре Архангельска – Красная пристань: там можно будет отметить этот большой праздник. На недавнем заседании президиума Госсовета, где мы обсуждали развитие нашего судостроения и рыбодобычи, было принято очень правильное решение о сохранении исторического принципа распределения квот и выделении отдельного объема квот тем, кто вкладывается в строительство судов в России. Результаты уже есть».
Разговор о сохранении исторического принципа вновь зашел в этот день не случайно. «Баренцево море», как и все его «напарники» по серии, появятся у АТФ благодаря введению так называемых «квот под киль», предполагающих размещение заказов на рыбопромысловые суда на отечественных верфях. Большинство предприятий отрасли, включая наш траловый флот, привлекают для исполнения своих инвестпрограмм средства банков, и возврат этих кредитов должен быть обеспечен гарантированным объемом ресурсов для стабильной работы.
Средний возраст судов НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», в который входит сейчас Архангельский траловый флот, около 30 лет. Компании «СЗРК» идут по пути обновления флота: помимо четырех траулеров для АТФ, здесь же, на Выборгском судостроительном заводе, планируется построить 10 краболовов.
На строительство судов решаются не только крупные предприятия отрасли. Как уже сообщал «БК», в сентябре этого года на Северной верфи в Санкт-Петербурге был заложен ярусолов-процессор «Марлин» для ООО «Глобус», основанного товариществом рыболовецких колхозов Архангельской области.
Намерения Правительства России вернуть аукционы по распределению квот на вылов биоресурсов могут поставить крест на этих начинаниях: у рыбаков просто не хватит денег на новые суда и участие в аукционах одновременно.
Мораторий на изменение исторического принципа нужно закрепить законодательно, и такой законопроект уже есть: его внесла в Госдуму РФ сенатор Совета Федерации Елена АФАНАСЬЕВА.