ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Дорстроймеханизация»: 40 лет в истории области


Текст: Дарья Емельянова/ Фото: Алексей Липницкий | 17.05.2013 09:02:37

Есть в городах здания, для которых полученный когда-то адрес по большому счету  формальность: все и так знают, где они расположены. В Архангельске это — единственная высотка, Дворец спорта профсоюзов, бывший Дворец пионеров: список может продолжить каждый. Есть такие трассы, как магистраль Москва — Архангельск, после открытия которых уже трудно представить, что когда-то область обходилась без них. Есть предприятия, чья история неразрывно связана с появлением этих знаковых для города и области строений и дорог. Одно из них — ОАО «Дорстроймеханизация» — отмечает весной 2013 года свой 40-летний юбилей.


В 60-х — 80-х Архангельск практически строился заново. Техникой большинство объектов обеспечивал специально созданный в 1973 году трест «Строймеханизация», в состав которого входили несколько управлений. Одно из них — УМ-2 — впоследствии и было преобразовано в ОАО «Дорстроймеханизация».

«Растущему городу постоянно требовались стройматериалы, кадры, машины... УМ-2 работало на строительстве жилых микрорайонов — 6-го, 8-го и 10-го, издательства «Правда Севера», онкологического диспансера, Соломбальского ЦБК, гидролизного завода, Дворца пионеров, Дворца спорта профсоюзов — легче перечислить площадки, где не задействовали  технику управления, — рассказывает генеральный директор ОАО «Дорстроймеханизация» Виктор СОХИН. —  А ведь были еще крупные объекты по области: Архангельский ЦБК, свиноводческий комплекс в Коноше, птицефабрика в Няндоме и другие».

«Стройплощадка» Архангельск — Москва

В 1970-м УМ-2 стало одним из опорных предприятий в строительстве главной дорожной ветки региона: магистрали Москва — Архангельск. Сейчас уже трудно представить, что на тот момент круглогодичная автотранспортная связь между городом и центром страны практически отсутствовала.

«Старый тракт буквально рассыпался от чрезмерных нагрузок. Пришлось долго ждать, прежде чем дорогу объявили народной стройкой. По действовавшему тогда закону, все хозяйствующие субъекты региона должны были отработать определенное число смен в дорожном хозяйстве. Договорились сконцентрировать эти силы на Вологодской трассе, но подведомственная разобщенность, слабые знания специфики работ затрудняли процесс, — вспоминает почетный дорожник России, председатель Общественной палаты Архангельской области Пётр ОРЛОВ (в 1996-2001 гг. — начальник управления «Архангельскавтодор»). — Рациональнее всего поступили в Главархангельскстрое: весь объем «отработки» поручили УМ-2 — мощному подразделению с единым руководством, хорошим парком техники, передвижной ремонтной базой».

С приходом УМ-2 строительство магистрали значительно ускорилось: сквозное движение по ней открылось в 1986 году. Начиналось строительство дороги Усть-Вага — Ядриха, связавшей юг региона с областным центром. Пока действовала программа «Дороги Нечерноземья», на стабильное финансирование можно было рассчитывать.

«К сожалению, с распадом СССР программа прекратила свое существование. Но в эти годы при непосредственном участии УМ-2, а затем ОАО «Дорстроймеханизация» закладывалась основа современной дорожной сети Архангельской области. Многие проекты получили  продолжение, несмотря на кардинальное изменение экономической ситуации в стране. На направлении Усть-Вага — Ядриха, в частности, мы работали и в 90-х годах, и в начале нового века», — отмечает Виктор Сохин.

Алмазный отблеск 90-х

В 1992 года предприятие в числе первых в Архангельске прошло процесс акционирования. Общих для того времени тенденций ОАО «Дорстроймеханизация» избежать не удалось. Из 600 человек штата на предприятии осталось около половины.

«Тем не менее, основываясь на имевшихся заказах, мы сумели выстроить работу предприятия так, чтобы сохранить костяк коллектива. В период, когда объективно не было ресурсов для увеличения заработной платы, делали все возможное, чтобы максимально облегчить людям условия труда (прежде всего, восстанавливая технику и приобретая новую) и вселить в каждого уверенность: работа будет — и завтра, и через месяц, и не на один год вперед», — продолжает Виктор Сохин.

В 1995 году с участием «Дорстроймеханизации» был достроен отрезок дороги Кеница — Луковецкий, ключевой в направлении на Мезень.

«Перед руководством предприятия стояла цель не повторять проторенного пути, меняя одну «вывеску» на другую, как делали многие в период кризисов. Впоследствии это помогло, в частности, выиграть тендеры ОАО «Севералмаз» и ОАО «Архангельскгеолдобыча», — считает Виктор Сохин. 

С середины 90-х годов «Дорстроймеханизация» участвует в реализации двух уникальных проектов: создании инфраструктуры для горно-обогатительных комбинатов сначала на Ломоносовском, а затем и на Верхотинском алмазных месторождениях.

Новый этап в развитии предприятия начался в 2004-м: строительством первого гидротехнического сооружения — хвостохранилища для опытно-промышленной фабрики «Севералмаза». Затем от карьера были отведены воды ручья Светлого, частично выпрямлено русло реки Золотица: трудно оценить масштабы сделанного специалистами «Дорстроймеханизации», не побывав хотя бы раз на смотровой площадке месторождения, откуда открывается действительно грандиозный вид. Сотрудничество ДСМ и «Севералмаза» продолжается, пуск основной фабрики запланирован на осень 2013 года.

В 2009 году предприятие подключилось к проекту ОАО «Архангельскгеолдобыча» — разработчика Верхотинского алмазного месторождения. Между месторождением и действующей дорогой Архангельск — поселок Поморье тогда пролегали километры глухой тайги. Сейчас в любое время года к месту работ спокойно проезжают и легковые машины, и многотонные КамАЗы. Всего за год на Верхотине были сделаны отвод от карьера реки Кукомка и осушение озера Черного, что позволило продолжать горно-капитальные работы.

По заказам АГД построены технологические трассы, аналогов которым в Архангельской области нет: ширина такой дороги достигает 40 метров, что сравнимо с шириной взлетно-посадочной полосы аэродрома. Толщина дорожной одежды — 70 см: этого достаточно, чтобы выдержать регулярное движение самосвалов грузоподъемностью до 130 тонн на протяжении нескольких десятилетий.

Сейчас на Верхотине ДСМ продолжает строительство хвостового хозяйства, инженерных сетей — пуск этой фабрики также намечен на осень 2013-го.

Все дороги ведут...

«Мы считаем за честь внести свой вклад в строительство таких грандиозных комплексов, как инфраструктура Ломоносовского и Верхотинского алмазных месторождений. Надеемся, что и в дальнейшем развитие предприятия будет связано с реализацией крупномасштабных экономических проектов региона, — подчеркивает Виктор Сохин. — Однако с той же долей ответственности мы подходим к возведению каждого объекта в черте Архангельска и за его пределами, не деля их на «большие» и «маленькие», используя все свои знания и опыт в решении любой задачи».

В 2001 году ОАО «Дорстроймеханизация» получило заказ по линии «Архангельскавтодора»: на строительство моста через малую Северную Двину в районе Котласа. Мост восполнил недостающее транспортное звено, обеспечив городу надежную связь с Архангельском и средней полосой России.

Белым пятном на дорожной карте региона остается недостроенная трасса между Онегой и областным центром. Участок, носящий официальное название «19-я ветка Хайнозерской дороги», до сих пор относится к категории технологических, что не позволяет, в частности, пустить по маршруту рейсовые автобусы. Трудно переоценить важность этой дороги для онежан, северодвинцев, да и для многих других жителей области: побережье Белого моря — одно из самых популярных мест отдыха в регионе.

«Когда мы начинали работать на онежском направлении, протяженность непроезжего участка составляла около 16 километров, — рассказывает руководитель строительных проектов ОАО «Дорстроймеханизация» Эдуард НИКОЛАЕВ. — В прошлые годы сдали два участка по 4 километра. Чтобы завершить строительство, требовалось не так много времени, но, к сожалению, перерывы в финансировании объекта сыграли свою роль. Тем не менее дорога стала активно эксплуатироваться, как только это стало возможным, что лишний раз доказывает ее востребованность».

В 2013 году между ОАО «Дорстроймеханизация» и дорожным агентством «Архангельскавтодор» был заключен контракт на строительство оставшегося участка длиной 8,3 километра. Срок окончания работ — сентябрь 2014 года, но большую их часть планируется завершить уже этой осенью.

На протяжении почти десятка лет «Дорстроймеханизация» участвует в ликвидации самых «популярных» автомобильных пробок Архангельска.

В 2007-м началась реконструкция проспекта Ломоносова: до четырех полос расширена проезжая часть на участке между улицами Смольный Буян и Северодвинской, практически заново отстроена  улица Урицкого от проспекта до набережной Северной Двины.

Одним из главных для областного центра объектов, сданных ОАО «Дорстроймеханизация» в последние годы, стал отрезок проспекта Дзержинского от улицы Тимме до автовокзала. Появления этой «ветки», выводящей поток транспорта напрямую от «старого» моста к железнодорожному и автовокзалам, ждал весь город. Построенная дорога значительно разгрузила перекресток Обводного канала и улицы Урицкого. Добираться в Соломбалу стало намного легче, что в конечном счете снизило трафик на всех основных магистралях Архангельска.

Виктор СОХИН, генеральный директор ОАО «Дорстроймеханизация»:

«Сохранить кадры и делать все возможное, чтобы привлечь молодежь; придерживаться своего профиля деятельности и искать новые направления использования потенциала предприятия; участвовать во всех крупных строительных проектах Архангельской области и откликаться на интересные предложения, поступающие от заказчиков из других регионов: не вижу никаких противоречий. «Дорстроймеханизация» сумела доказать, что такие задачи ей по силам. Каждый раз, разрезая красную ленточку на пуске нового объекта, с гордостью за предприятие и коллектив отмечаю: это построили мы!».





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  1. Как вы расходуете свободные денежные средства?*

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5