Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого | 16.03.2021 14:59:34
На историческом месте – Мосеевом острове в Соломбале – продолжается создание поморского коча. Закладка киля судна состоялась в июне 2019 года. За сложную работу взялись специалисты Ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» и Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания.
По северным морям русские промышленники плавали с давних пор. Уже в XVI веке был хорошо известен путь из Белого моря к устью Енисея, а к середине XVII века на кочах ходили вдоль северных берегов Сибири. В 1648 году Семен ДЕЖНЁВ, отплыв от устья Колымы на нескольких кочах, обогнул крайний восточный мыс Азии, названный потом его именем.
Сегодня немногие знают о существовании в нашей стране мореплавания в допетровские времена, а также историю становления России в ее современных географических границах в Арктике. Проект реконструкции поморского коча позволит популяризировать обе эти темы, уверены авторы идеи.
«Коч – собирательный образ, наглядный пример совершенного по своей природе промыслового и транспортного судна, символ твердости и стойкости северянина-первопроходца, символ эпохи. Именно с помощью поморских кочей были заложены основы государственных границ в Арктике, – рассказывает руководитель проекта, директор по развитию кластера судостроения Глеб ПЛЕТНЁВ. – Северные моря привлекали своей возможностью наладить торговые отношения с Китаем, Японией, Индией. Предпринималось несколько попыток составления карт и описаний Северного морского пути».
Подобные суда участвовали в крупнейшем проекте исследования Арктики – Великой Северной экспедиции Двинско-Обского отряда от Архангельска до Обдорска (ныне Салехарда) в начале XVIII века. На поморских кочах северяне изучали многие «поморские ходы» Арктики, которые сейчас находятся в границах Северного морского пути, в том числе на Енисей, Обь, Мангазею, Шпицберген и Новую Землю».
К сожалению, чертежей этих судов не сохранилось. Поэтому прежде чем приступить к работе, инициаторам проекта понадобилось около полутора лет для изучения многовекового развития поморского кораблестроения.
Примечательно, что в XVIII — ХIХ веках на Мосеевом острове находилась купеческая гавань. В 1693 и 1694 годах во время пребывания в Архангельске Петр Первый селился именно на Мосеевом острове в построенных для него светлицах. Сегодня здесь расположен один из участков архангельского порта.
«Мы изучали архивные материалы, собирали команду, разрабатывали теоретические конструкторские чертежи – к счастью, еще есть специалисты, умеющие строить деревянные суда», – продолжает Глеб Плетнёв.
В июне 2019 года, во время II Международного форума «Судостроение в Арктике», в ангаре на Мосеевом острове был заложен киль поморского коча. За прошедшее время проделана большая работа: ангар превратился в настоящую судоверфь, где активно ведется строительство судна.
Ранее оно напоминало скелет большого кита – сейчас уже четко видны очертания легендарного поморского коча. Это будет судно длиной 19 и шириной 6 метров. На площадке работают десять человек.
«На строительство судна уйдет еще около двух лет. Спешить не стоит, ведь каждое решение – это поиск, – поясняет руководитель проекта. – В данный момент заканчиваем набор корпуса судна. За последние два месяца мы закончили привальный брус, продольную связь, врезали бимсы, сделали половину работ по креплению скулового стрингера, осуществили вырейку корпуса. Уже готовы практически все внутренние переборки, с наступлением тепла займемся их креплением, начнем устанавливать палубный набор».
Одновременно на верфи проходит обучение второго потока Арктической школы традиционного деревянного судостроения. Этот проект получил президентский грант в сумме около 3 млн рублей. Школа открылась в октябре 2020 года. На первый поток организаторы отобрали 10 кандидатов. В течение двух месяцев они изучали теорию, практику и историю судостроения, слушали лекции, посещали музеи и судостроительные предприятия и, конечно, работали на верфи.
«Всего потоков будет четыре. На нашей площадке занимаются ребята из разных городов России: Омска, Перми, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и, естественно, из Архангельска. 29 марта начинаем обучение третьего потока школы», – добавляет Глеб Плетнёв.
Когда строительство судна завершится и проект подойдет к концу, участники отправятся на воссозданном поморском коче в экспедицию вдоль Арктического побережья, по Белому и Баренцеву, Печорскому и Карскому морям, тем самым частично повторив маршрут наших предков-мореплавателей.
Приглашаем принять участие в Арктической школе традиционного судостроения: подробности по ссылке.