Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото из отчета об археологических исследованиях и Владимира Станулевича | 13.08.2020 15:51:31
В год празднования 500-летия Антониево-Сийского монастыря ученые рассказали о необычных находках, сделанных на его территории. Обитель привлекает не только своей летописной историей, но и тайнами, открывшимися в современности.
Антониево-Сийский монастырь - одно из немногих мест в Архангельской области, которое достаточно долго исследовали ученые. Его археология - образец сотрудничества Церкви, власти, общественности и бизнеса», - считает секретарь фонда исторического наследия «Император», председатель регионального отделения Императорского Православного Палестинского общества Владимир СТАНУЛЕВИЧ.
В 2017 году фонд «Император» обратился в Архангельскую митрополию и к Владимиру КРУПЧАКУ с предложением провести в этой обители археологические раскопки. Предложение поддержал Дом Романовых, основатель династии которых, Федор Никитич, был насильно пострижен в монахи в Сии под именем Филарет.
Для проведения раскопок был заключен договор с Институтом археологии РАН. В отчетах археологов можно найти факты, говорящие о трогательной заботе обитателей монастыря друг о друге, христианских подходах в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни.
В 2018 году на раскопки в Троицком соборе обители пригласили бригаду археологов и антропологов Института археологии РАН. Их задача сводилась к исследованию места предполагаемого погребения преподобного Антония Сийского. Наместник монастыря предложил специалистам осмотреть и ранее найденные при земляных работах останки людей - монахов или трудников. В общей сложности останков накопилось более 50. Ученых заинтересовал один редкий случай: скелет мужчины преклонного возраста, тяжело травмированного. Переломы костей говорили о его небольших после травмы шансах на жизнь.
«Осколочный перелом со смещением левой плечевой кости, одиночные переломы с левой стороны четырех ребер, с правой стороны трех, компрессионный перелом первого поясничного позвонка: по характеру травм можно предположить, что на человека упал тяжелый объект, - поясняет антрополог, научный сотрудник Института археологии РАН Татьяна ШВЕДЧИКОВА. - Мы выяснили, что останки принадлежат мужчине старческого возраста (в антропологии биологический возраст людей старше 55-60 лет определяется как старческий). А все переломы зажили, потому что их хорошо залечили».
По тому, как заросли кости, как образовались костные мозоли, антропологи сделали вывод, что травма была более ранним явлением. Ясно, что о человеке заботились, оказывая медицинскую помощь.
«По характеру стертости суставов можно сказать: травма была скомпенсирована, то есть нагрузка в организме человека перераспределилась, для чего тоже нужно определенное количество лет. Да, человек выжил и вполне мог трудиться, двигаться и, скорее всего, делал это активно», - говорит антрополог.
Изначально гарантии того, что он будет дееспособен или полезен монастырю, не было никакой, говорит Владимир Станулевич: «Каждый нетрудоспособный едок был в XVI веке на Севере весьма обременителен. Но тяжелораненого не оставили, а вылечили. Это христианский подход к людям, интересный с точки зрения морали того времени и роли в этом православия».
А в ракурсе настоящего, по мнению антрополога Татьяны Шведчиковой, такие исследования дают информацию о периоде, когда не было письменных источников или они были скудны, не затрагивали бытовой жизни человека.
«Мы реконструируем прошлое, и подобные находки дают дополнительные штрихи. Если имеются письменные источники, их сопоставляют с останками, делая комплексную процедуру исторической идентификации. Такого рода патологические проявления, при наличии биографических данных, помогают помочь ответить на вопрос «Кто был этот человек?» - считает ученый.
Так произошло в Соловецком монастыре, когда исследовали останки последних архимандритов обители.
«Там как раз патологические проявления на останках одного из скелетов подтвердили сведения, почерпнутые из биографического описания, - продолжает антрополог. - Таким образом установили личность погребенного. Жаль, что в случае с сийской находкой мы не обладаем дополнительной информацией, археологическим контекстом и датирующими вещами. Поэтому привязать его к определенной временной ленте, узнать, что могло произойти в тот период, невозможно».
Кто был этот человек, чем он занимался, теперь так и останется загадкой. Остаются лишь домыслы: возможно, он трудился на валке леса - этим раньше занимались в монастыре - и травму получил при падении дерева. А сердобольная монастырская братия воистину сотворила чудо.