Иван МОСЕЕВ | 12.10.2008 09:00:00
ООО «БазэлЦемент» (группа компаний «Базовый Элемент») ввело в строй новый завод по производству базальтового щебня на базе североонежского месторождения Хям-гора в Плесецком районе Архангельской области. Договор по приобретению «БазэлЦементом» прав на разработку месторождения Хям-гора был заключен в 2007 году. Сегодня уже можно говорить о том, что это один из крупнейших проектов по производству нерудных материалов в России. Инвестиции в проект могут составить до $16,5 млн.
По мнению главы администрации Архангельской области Ильи МИХАЛЬЧУКА, с открытием карьера на базальтовом месторождении Хям-гора открывается новая страница в освоении уникальных месторождений Поморья. На территории Архангельской области это первый и пока единственный проект «БазэлЦемента».
- Администрация Архангельской области благодарна компании «БазэлЦемент» за мобильную оперативную работу, которая проведена на месторождении Хям-гора, – заявил замглавы администрации Архангельской области по управлению природными ресурсами Александр ДАВИТИАШВИЛИ. - Мы десятилетиями говорили о том, как много богатств таит плесецкая земля, и ждали, когда начнет функционировать базальтовое производство.
- Год назад в районе Хям-горы шумел лес и не было ничего, кроме лесовозной дороги, - подтвердил замглавы администрации по экономическому развитию и прогнозированию МО «Плесецкий муниципальный р-н» Андрей КОКОЯНИН. – Сегодня здесь усилиями компании «БазэлЦемент» появился настоящий хозяин в лице ЗАО «САМ».
По словам директора ЗАО «САМ» Владимира НАЙДЕНОВА, в базальтовой продукции с месторождения Хям-гора нуждаются многие предприятия строительной индустрии в Архангельской области, а высокое качество базальтового щебня обеспечит его реализацию в стране.
Спрос на щебень
- Сейчас мощность нового предприятия составляет 1 млн высококачественного щебня в год, - заявил «БК» гендиректор компании «БазэлЦемент» Дмитрий САВЕНКОВ. - Сегодня это первое массовое производство щебня в России, и я уверен, что оно будет одним из лидеров среди наших предприятий.
По его словам, сегодня уже есть заказы на североонежский базальтовый щебень из Москвы и С.-Петербурга. В частности, уже существуют договоренности о поставках базальтового щебня с крупнейшим московским предприятием сторойиндустрии ГУП «Мосстройресурс». А из организаций Архангельской области заявку на щебень подало ЗАО «Севералмаз». Потенциальными покупателями продукции являются автодорожники как Архангельской области, так и соседних регионов. По мнению экспертов, строительная отрасль в области испытывает острый дефицит таких материалов, как щебень и песок. В результате цена щебня достигает 1200 рублей, что сопоставимо с ценами на импортный щебень из Норвегии, а песка - 200 рублей за кубометр. Сегодня гранитный щебень для строительства дорог Архангельской области чаще всего доставляется с месторождений Карелии. Появление же собственного щебеночного производства должно, по предположениям экспертов, существенно удешевить расходы на его транспортировку до архангельского потребителя. По данным компании «БазэлЦемент», стратегическим направлением развития нерудного бизнеса станет и производство крупнофракционного песка для строительства автодорог. В настоящий момент «БазэлЦемент» рассматривает варианты покупки месторождений песка в европейской части России.
- Несмотря на разгорающийся в мире финансовый кризис и падение объемов строительства в России, объем налоговых отчислений в бюджет может достигнуть 100 млн рублей в год, - заявил Дмитрий Савенков. - Сегодня наша главная задача - вывести предприятие на его запланированную мощность и после этого увеличить налоговую отдачу. Мы начнем с производства щебня, но в планах – глубокая переработка базальтов. Например, сейчас мы ведем переговоры с несколькими производителями базальтового волокна.
Достоинства базальта
Как пояснили «БК» специалисты предприятия, базальт представляет собой застывшую лаву древних вулканов. Ценнейшее свойство этого камня – его способность плавиться при температурах около 1100 градусов по Цельсию. В расплавленном состоянии базальту можно придать любую форму, в том числе из него выдувают тончайшее минеральное волокно, которое находит широкое применение в строительстве.
По данным экспертов, стоимость сырья для такого производства составляет менее 3% в себестоимости конечного продукта. Из 1 кг базальта можно получить 1 кг волокна, поэтому производство считается почти безотходным. Базальтовое волокно в 8 раз менее гигроскопично, чем стекловолокно, и устойчиво к воздействию щелочных и кислых сред.
По прочности базальт мало отличается от гранита, но у него есть одно неоспоримое преимущество – отсутствие естественной радиоактивности.
По мнению экспертов, при строительстве городских дорог экологически целесообразнее использовать не гранитную, а базальтовую щебенку. По этой же причине базальт можно без опасений использовать в производстве бетонных плит для строительства жилья. Надо отметить, что в дорожном строительстве базальт самый перспективный и износостойкий материал. Не случайно именно он используется в строительстве скоростных дорог.
Одним из основных показателей качества базальтового щебня является его форма. Наиболее качественным считается базальтовый кубовидный щебень, так как такая форма делает более плотной его утрамбовку в строительных смесях. Мелкие фракции базальтового щебня - идеальный наполняющий компонент асфальтобетонных смесей в дорожном строительстве. Именно такой щебень и будет производиться на новом горном предприятии вблизи Североонежска.
- Мы в первую очередь заинтересованы в тех потребителях, которые находятся в Архангельской области, – сообщил «БК» Дмитрий Савенков. - Ведь чем ближе везти сырье, тем это выгоднее и нам, и потребителю. Но все же пока главные наши потребители - это крупные города центральной России – Москва и С.-Петербург.
Логистика
Несмотря на известный дефицит мощности энергосистемы в Плесецком районе, в июне 2008 года предприятие по производству щебня все же успешно решило вопрос собственного электроснабжения. По данным «Архэнерго», еще в 2007 году компания «БазэлЦемент» подала заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям на общую мощность 3,5 МВт. В рамках заключенного договора на транзитной подстанции 110 кВ «Мяндуха» была смонтирована ячейка 10 кВ, необходимая для выполнения технологического присоединения к сетям «Архэнерго». Благодаря образованному запасу мощностей транзитная подстанция ПО «Архэнерго» «Плесецкие электрические сети» сможет обеспечивать энергией и новые производства.
- Мы рассчитываем уже весной 2009 года начать регулярные поставки базальтового щебня нашим заказчикам, - сообщил Дмитрий Савенков. – Сегодня отгрузка сырья проводится в 3 км от месторождения с тупика, принадлежащего сторонней организации. Наша задача к 1 января построить собственные железнодорожные пути для отгрузки. Уже сейчас нами построен железнодорожный тупик, идет строительство новой транспортной ветки.
Будет приводиться в порядок и участок автодороги, который сегодня проложен по болоту в районе месторождения. Как признался Дмитрий Савенков, 20 тысяч кубометров привозных строительных материалов буквально утоплено за три месяца в трясине, но автомобильная дорога все еще не соответствует нужному качеству.
- Теперь, когда у нас появился свой строительный материал, свой щебень, эта дорога будет отсыпана очень быстро, - уверен гендиректор «БазэлЦемента».
Тем не менее, по мнению экспертов, разгорающийся в мире системный кризис может серьезно повлиять на развитие строительной индустрии в России. А рентабельность нового предприятия будет напрямую зависеть от спроса на базальтовый щебень.
Фото Ивана Мосеева.