Татьяна ПОТАПОВА | 05.03.2010 09:03:04
Добиться успеха на традиционно «мужских» предприятиях представительницам прекрасного пола нелегко. Как это удалось заместителю начальника Архангельского отделения Северной железной дороги по экономике и финансам Елене КОЗЛЕНКО, она рассказала «Бизнес-классу» в преддверии 8 Марта. Занять руководящую должность ей помогли твердость характера, жесткая дисциплина и неизменная требовательность к себе и подчиненным.
- Есть мнение, что на железной дороге работают «железные» женщины. Это так?
- Да, без сильного характера управлять «стальной магистралью» непросто, будь то перевозочный процесс или экономический. Занять руководящую должность мне помогли именно твердость характера, жесткая дисциплина и неизменная требовательность к себе и подчиненным.
- Как начиналась ваша карьера?
- В 1987 году окончила Архангельский лесотехнический институт по специальности «инженер-энергетик» и в Кирове несколько лет трудилась инженером в проектном институте.
Вернувшись в Архангельск в 1991-м, устроилась работать на железную дорогу. Сначала занимала инженерную должность в одном из железнодорожных структурных подразделений, затем перешла на экономическое направление.
В 1996 году без отрыва от производства получила в ВЗФЭИ диплом экономиста по специализации «бухгалтерский учет, анализ и аудит». Экономика и производство оказались на чашах весов. Победила экономика, и в 1998 году я была назначена на должность главного бухгалтера структурного подразделения отделения железной дороги.
Следующей ступенькой карьерной лестницы стал перевод в 1999 году в управление Архангельского отделения СЖД. И опять появилась потребность в новых знаниях - прошла обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров.
Работала начальником финансового отдела отделения дороги, главным бухгалтером. А с сентября 2008 года возглавляю финансово-экономический блок Архангельского отделения СЖД.
Сейчас у меня в непосредственном подчинении два основных отдела: бюджетирования и финансирования, отдел организации и оплаты труда. Кроме того, в оперативном подчинении – экономический блок двенадцати предприятий, входящих в состав отделения дороги.
Управлять экономикой Архангельского отделения РЖД непросто. Нужно обладать широким кругом знаний, ведь в состав отделения входят разноплановые хозяйства: локомотивные депо, вагонное депо, дистанции пути, дистанции автоматической централизации и блокировки, дистанция электроснабжения, дистанция гражданских сооружений.
Чтобы проводить грамотную экономическую политику предприятия, необходимо разбираться в производственных и технологических процессах. Иногда прихожу к мысли, что еще одно высшее образование по управлению перевозками или иной железнодорожной специализации не помешало бы.
Выручает самообразование. Энциклопедия железнодорожного транспорта – моя настольная книга. И, разумеется, помогают восполнить пробелы в знаниях железнодорожной специфики мои коллеги-производственники. Я не считаю зазорным обращаться к ним за помощью. Основную ставку делаю на работу в команде.
- А интуиция помогает? Или главенствует железная логика?
- Применительно к нашей компании логика является основой для принятия управленческих решений. Для организации перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения необходимы точный расчет и четкое соблюдение инструкций и регламентов. Управление железной дорогой - не тот вид деятельности, где можно полагаться на интуицию.
- Вы когда-нибудь сталкивались с предвзятым отношением к себе как к женщине-руководителю?
- Действительно, представительницам слабого пола сложнее строить карьеру на столь крупном производственном предприятии, каким является РЖД. Приходится упорно трудиться, каждый день на деле доказывать свою профессиональную компетенцию.
- Многим пришлось пожертвовать ради карьеры?
- Ненормированный рабочий день, частые командировки, приходилось и выходные дни посвящать работе. Поэтому, возможно, я жертвовала своей семьей, своими близкими. Могла бы уделять им больше времени. Но муж, Сергей, всегда с пониманием относился к моей работе, поскольку сам руководитель предприятия. Поддерживал меня морально, помогал вести домашнее хозяйство.
Дочь с детства привыкла к самостоятельности. Я никогда не проверяла, выучила ли она уроки, так как была уверена в ее ответственности. Сейчас она учится на IV курсе в Московском железнодорожном университете на экономиста, пошла по моим стопам. Возможно, мне просто повезло с близкими людьми, а может быть, именно карьера способствовала тому, что все в жизни сложилось так удачно.
Сейчас свободное время, которого очень мало, отдаю спорту: занимаюсь в тренажерном зале, люблю лыжные прогулки на стадионе в Малых Корелах. Спорт помогает восстанавливать силы и справляться со стрессами.
Интеллектуальный отдых – чтение. Любимое произведение, которое могу перечитывать, - «Финансист» Теодора Драйзера. А недавно заинтересовалась мемуарами. Любопытны воспоминания Сергея Витте с точки зрения реформирования железнодорожной отрасли царской России. Оказывается, очень современно.
- Оглядываясь назад, вы бы что-то изменили в своей карьере или прошли этот путь так же?
- Кардинально менять сферу деятельности точно бы не стала. Я предана ОАО «РЖД», хочу вместе с компанией пройти все этапы реформирования и остаться востребованной. У предприятия много интересных планов по развитию и есть уверенность, что добрые замыслы будут реализованы.
Досье «БК»
Образование:
1982 - 1987гг. - АЛТИ (АГТУ), факультет промышленной энергетики; инженер.
1995 – 1996гг. – ВЗФЭИ, факультет «Бухгалтерский учет, анализ, аудит»; экономист.
2000 - 2001г. - ПГУ, президентская программа подготовки управленческих кадров, «Менеджмент в бизнесе».
Карьера:
1987 - 1990 – инженер проектного института «Севгипробиосинтез», г.Киров;
1991-1998 – инженер технического отдела, экономист, главный бухгалтер дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Архангельского отделения Северной железной дороги;
1999- 2001 – заместитель начальника финансового отдела Архангельского отделения Северной железной дороги;
2001 – 2005 – начальник финансового отдела Архангельского отделения СЖД;
2005 – 2008 – главный бухгалтер Архангельского отделения СЖД;
с 2008 года – заместитель начальника Архангельского отделения дороги по экономике и финансам.
© Фото: Алексей Липницкий