Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 08.02.2013 05:14:30
Позади четверо суток пути по приполярным районам Архангельской области: команда подмосковного клуба ездовых собак «Северный ветер» прошла по маршруту Мезень - Пинега, который с 2014 года может стать отправной точкой Большой Российской гонки на санях, запряженных хаски. Основатель «Северного ветра» Виктор ПОМЕЛОВ в 90-е годы прошлого века из прочих возможностей выбрал сомнительное по прибыльности дело, которое, скорее всего, никогда не станет бизнесом в полном смысле этого слова...
«Я обычный советский инженер, из тех, кого в свое время «выкинули» как что-то ненужное системе,— рассказывает Виктор Помелов. — Окончил вуз по технической специальности, работал в конструкторской организации по изготовлению приборов для газового анализа. Когда начался распад страны, нам перестали платить зарплату. Был выбор: пойти в административные структуры или, возможно, заняться бизнесом, который в финансовом отношении дал бы больше, чем собаки, но хотелось чего-то... честнее и чище, чему можно посвятить остаток жизни».
Виктор Ильич купил голубоглазого щенка по имени Бетси у официального гостя из Аргентины (в 90-е годы чистопородных «мамочек»-хаски в России можно было пересчитать по пальцам). Одновременно появилось соблазнительное предложение по месту размещения предполагаемого питомника — в 60 километрах от Москвы освободилась территория бывшего пионерского лагеря.
«Я не взял этот участок. Решил начать дело рядом со своим личным домом, потому что поверил в непреложный закон капитализма: за моим забором я вправе защищать свою собственность и противостоять «наездам» всеми доступными способами. По тем временам это было важно, — рассказывает заводчик хаски. — Что касается спортивной составляющей... Первый разряд по лыжам имел стабильно, хотя звезд с неба не хватал. Можно сказать, что собаки продлили мою жизнь в спорте. Как сейчас помню ту поездку к аргентинскому атташе: сидит пес на диване, смотрит в окно на падающий снег и думает, видимо, о том, что попал ни к тем людям».
Россия поздно переняла моду на заезды на собачьих упряжках: первые гонки с участием сибирских лаек в США проводились еще во времена Джека Лондона и «золотой лихорадки» в Штатах.
«Какого только сброда тогда не приезжало на Аляску... Брали любых собак, в том числе и с северного побережья России, чтобы попасть на Юкон — другого подходящего «транспорта» попросту не существовало. Когда период обогащения прошел, возникла мысль: собаки есть, деньги есть — почему бы не попробовать «подняться» на скачках? А побеждать в них стали именно сибирские псы. Правда, над их генеалогией серьезно поработали — отдельное спасибо американцам», — продолжает Виктор Помелов.
Сейчас спортивные старты на ездовых собак проводятся практически по всей территории России. Однако нет соревнований, победители которых вправе считаться чемпионами страны: то протяженность дистанции не позволяет, то — что тоже немаловажно — размер премиальных.
«Победителя «Iditarod Тrail Sled Dog Race» (самая крупная в мире гонка на собачьих упряжках, протяженностью в 1800 км, США, Аляска. — Прим. ред.) чествуют не хуже, чем покорителя Эвереста. Наверное, это правильно: люди буквально ломаются, выгадав лишние секунды. Но не хватает эстетики в собаках — уши наподобие крыльев, длинный голый хвост... Я сторонник чистой породы. Восхищаюсь французом Николя Ванье, который совершил путешествие на собаках от озера Байкал до Красной площади, а это более 8 тысяч километров. Довелось встречать его на границе Московской области. Было обидно, что ликуют французы, а на нас, тоже занимающихся этим делом в своей стране никто не обращает внимания», — отмечает Виктор Помелов.
Заводчик хаски не считает продажу щенков прибыльным бизнесом, хотя и находит спрос на 2-3 помета в год, в среднем получая по 25 тысяч рублей за каждую особь.
«Мои собаки выращиваются в условиях, максимально приближенных к рабочим. Можно разводить хаски в квартире и получать по 4-5 пометов ежегодно, но мне не интересно их «впаривать» — интересно продавать. Хотя, если быть до конца откровенным, это такой бизнес, когда приходится думать о том, как бы крыша не протекала и штаны не сваливались. Содержать около сорока собак в России — значит иметь большое хозяйство, которое без помощи не прокормишь», — поясняет Виктор Помелов.
Руководитель «Северного ветра» приехал в Архангельскую область по приглашению директора туркомплекса «Голубино» Александра ГЛАДКОБОРОДОВА, соблазнившись рельефами трассы и ее близостью к Полярному кругу.
«Я как будто уже пережил это путешествие, как только взглянул на карту Архангельской области. Спасибо Александру Гладкобородову — в одиночку такие проекты не осилить, — говорит Виктор Помелов. — Возможно, заезды на собаках станут частью олимпийской программы в Сочи, если Международный олимпийский комитет не остановят трудности, связанные с карантинными мероприятиями по ввозу животных. В любом случае, Архангельская область может с нашей помощью сделать оригинальным свое участие в эстафете олимпийского огня. А за «руль» поставим кого скажете — можно и губернатора».