ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 01:13

Максим Кашулинский: Не копить миллионы, а приносить счастье


Беседовал Алексей ЛИПНИЦКИЙ. Фото автора | 21.12.2008 09:00:00
Максим Кашулинский: Не копить миллионы, а приносить счастье

Нас разделяют тысячи километров, суммы рекламных бюджетов, цифры тиражей и - чего греха таить - конкурентная борьба за читателя. И все же гораздо важнее то, что нас объединяет: стремление не путать факты с мнениями и комментариями, не навязывать свои оценки, представлять весь спектр мнений, давать возможность читателю самому сделать вывод. Таковы принципы деловой прессы, уважающей своего читателя - думающего, ценящего прессу как инструмент в бизнесе. Об этом мы беседовали с главным редактором русского издания Forbes Максимом КАШУЛИНСКИМ.


- Максим, легко ли издавать журнал о миллиардерах в России, где - в отличие от США - особое и весьма непростое отношение к богатству…

- Отношение и вправду непростое. Но наш журнал вообще-то не о миллиардерах, и даже не про богатство, а про то, как делать бизнес, про то, как это… здорово, интересно, как это зачастую становится смыслом жизни. Собственно, весь журнал состоит из историй о том, как бизнесмены добиваются успеха, не обязательно выраженного в миллиардах долларов – речь может идти о крошечной компании с оборотом в сотни тысяч долларов, но с интересным бизнесом.

Мы, например, писали о человеке, который оказывает услугу: вскрытие сейфов в случае, если ключ потерялся, или о человеке, который написал компьютерную программу управления пасекой. Таких примеров много – надо только искать. И вторая составляющая – истории провалов и ошибок. Такое тоже случается в бизнесе. Постоянные читатели видят именно эти статьи. Как выразился один из читателей: «Вы печатаете «жития» бизнесменов».

Ну а внешний имидж журнала создается – подчас помимо нашей воли – за счет рейтингов. Их действительно часто перепечатывают, на них ссылаются. Поэтому большинство людей пребывают в заблуждении, что Forbes – издание о богатых и для богатых. Точно так же, наверное, люди, никогда не бывавшие в Лондоне, убеждены, что там постоянно туман и все заражено полонием-210, но стоит, вероятно, хотя бы раз туда съездить, чтобы понять, что это не так. Почитайте журнал Forbes, и, может, вам откроется новый мир.

- Тем не менее первая «Золотая сотня» появилась уже во втором номере русского Forbes в 2004 году и вызвала у многих представленных в списке открытое раздражение…

- Скажем так: все-таки самая распространенная реакция на первый рейтинг – не раздражение, а отсутствие реакции. Но были и два других полюса: одни люди говорили, что их состояние явно преувеличено, другие - что преуменьшено. В бизнесе, как и в жизни, есть два типа людей - одни гордятся своим имуществом, другие стараются держаться в тени. Есть люди, чей бизнес открыт, им особенно и скрывать нечего – взять Араса Агаларова, владельца выставочных комплексов и города бутиков «Крокус Молл»: он свою фамилию выложил большими буквами прямо над входом в торговый центр. В каком-то смысле, это возрождение старой купеческой традиции: до революции каждый же знал, что булки он, например, покупает у Филиппова, а чай – у Высоцкого.

- Однако именно с недовольством части российской элиты некоторые связали последовавшую вскоре трагедию. Несколько выстрелов у подъезда редакции 9 июля 2004 года оборвали жизнь главного редактора Пола Хлебникова, американского журналиста с русскими корнями, известного своими смелыми расследованиями...

- Некоторые связывали. Я - нет. Рейтинги выходили раньше и продолжают выходить, и мы не единственный журнал, который печатает рейтинги.

- Расследование убийства завершено?

- Следствие по этому делу закончено – в суд были переданы двое людей, которые, по мнению правоохранительных органов, убили Пола. Однако суд присяжных их оправдал, после чего эти люди скрылись. Вот и все расследование.

- Что для вас значила эта трагедия?

- Я до сих пор помню два эпизода: вот я разговариваю с ним, уходя из офиса в восемь вечера, и вот, всего через пару часов, мне звонят и говорят, что в него стреляли. И два этих эпизода в голове моей так и не складываются…

Павел был очень талантливый журналист, человек с горящими глазами. Он всегда хотел докопаться до правды. И не только в своих статьях - он принимал участие чуть ли не в каждой заметке: с кем-то из журналистов делился телефонами полезных людей, часто сам кому-то звонил, чтобы дополнить статью. Убийство всех нас повергло в шок.

- Российский бизнес все еще отличается пугающей непрозрачностью. Легко ли в таких условиях получить полную и, главное, достоверную информацию для вашей работы?

- У нас в стране вообще особое отношение к информации. Даже если, согласно официальной отчетности, выручка компании составляет 350 млн долларов и в журнале так и написано, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Ну, это они занизили в два раза, чтобы налоги не платить». И еще будут другие люди, которые заметят: «А вот тут они накрутили - у них и двухсот-то нет!». Не верит народ цифрам, кроме разве что курса доллара, да и тот как-то подозрительно изменчив.

А для нас и нашей целевой аудитории цифры очень важны. У нас, например, есть рейтинг непубличных компаний – то есть тех, чьи акции не обращаются на бирже. Составляя этот список, мы пользуемся не только цифрами, но и оценками аналитиков, сравниваем валовые показатели с отчетностью конкурентов, данными экспертов. В тех случаях, когда выручка представлена не самой компанией, а получена в ходе оценки, мы это особым образом в рейтинге помечаем. Быть честными с читателями – важная вещь.

Ежегодно мы публикуем несколько рейтингов - далеко не в каждом номере, кстати. Рейтинг – это, конечно, хорошо, потому что это удобоваримая информация: все расставлено по полочкам. С другой стороны, чем больше рейтингов, тем меньше к ним доверия: ну не может один журнал рейтинговать почти всё.

К тому же составление таких списков – довольно сложная задача. Взять хотя бы «Рейтинг 50 самых популярных и высокодоходных звезд», который мы печатаем раз в год. Если посмотреть информацию, напечатанную внизу мелким шрифтом: сколько источников мы обрабатываем, с каким количеством людей мы говорили, чтобы составить этот список, - одно это даст представление, насколько это большая работа, которую совсем не хотелось бы девальвировать.

Да, у нас есть рейтинг 100 богатейших бизнесменов, 50 звезд, Есть рейтинг 200 непубличных компаний. Есть еще список крупнейших владельцев недвижимости в России: их мы оцениваем по ежегодной выручке от аренды офисов, торговых площадей, складов.

В этом году мы добавили «Рейтинг городов, удобных для бизнеса». Этому списку есть еще куда развиваться, есть еще что улучшать, но, на мой взгляд, это очень полезная вещь, поскольку позволяет оценить не только статистические данные об исполнении бюджета или уровне инвестиций в тот или иной город, но сложить вместе и криминальную обстановку, и наличие гостиниц, ресторанов… - всего того, что требуется деловым людям, чтобы вести бизнес. Тут, правда, следует учесть, что у нас капиталы не настолько подвижны, как, скажем, в Америке, и компании далеко не всегда думают в масштабе всей страны. Иногда даже само сравнение Краснодара и Красноярска выглядит довольно бессмысленным. Но все большему числу компаний действительно приходится работать и в Красноярске, и в Краснодаре. Или выбирать, где лучше. Это, например, федеральные сотовые сети, отделения крупнейших банков – они проникли повсюду, а вот местные компании, к сожалению, далеко не всегда мыслят федерально.

- Стало быть, у провинциального предпринимателя мало шансов быть представленным на ваших страницах? Ведь, в отличие от США, российская столица – не только административный, но и финансовый центр страны, и именно здесь сосредоточены основные герои ваших рейтингов и публикаций?

- Вовсе нет. В одном из списков богатейших бизнесменов у нас было четверо человек из Перми. Или в том же Краснодаре живет Сергей Галицкий, он, прямо оттуда, создал крупнейшую в России розничную сеть «Магнит». Ну а то, что много людей из Москвы – это объективное отражение высокой концентрации капитала в одном городе, свойствен-ное нашей стране вот уже который век.

- Итак, герои ваших публикаций – прежде всего люди бизнеса, иногда звезды. Сегодня же заметно богатеют скромные труженики канцелярских столов – чиновники. Не думали внести изменения в редакционную политику?

- Нет, не думали, у нас и список называется «100 богатейших бизнесменов», мы не включаем туда чиновников. Депутаты Госдумы – есть, или если бизнесмен становится министром или губернатором – он также может остаться в списке Forbes, но те, чьи состояния «заработаны» на госслужбе, - не наши герои.

- Forbes в России – и это может поначалу удивить читателя – вовсе не русскоязычная версия американского журнала, а самостоятельное российское издание со своим кругом читателей. Кто они?

- Мы определяем своего читателя как 30-40-летнего человека – мужчину или женщину, которые либо сами владеют бизнесом, либо занимают активную позицию в компании, будучи наемными работниками. Готовя материал, мы представляем именно этих людей, для них пишем, хотя нас читают и студенты, и пенсионеры. 700 000 в России говорят, что регулярно читают Forbes.

- Российский Forbes делают очень молодые журналисты. Тем не менее их доходы, разумеется, несопоставимы с состояниями тех, о ком пишет журнал. Это не угнетает, не вгоняет кого-то из них в депрессию?

- Зависть – плохое качество. Я думаю, «встреча с интересным человеком» - так это, кажется, называли раньше - в любом случае оказывает влияние. Если это человек энергичный, креативный - у него есть чему поучиться, он несет огромный заряд позитивной энергии, с него хочется брать пример. Если ты видишь, что кому-то удалось, почему не удастся тебе? И речь не только о возможности заработать большие деньги, а о том, чтобы добиться успеха, став ли журналистом, создав свой бизнес или что-то еще. Главная задача наших журналистов – понять, почему именно этому человеку что-то удалось. Все ведь рождаются примерно одинаковыми, но каким набором качеств обладает тот, кто добился успеха? Если автор находит ответ на этот вопрос, он не только просвещает читателя, но и совершает какое-то открытие для себя. Постоянный поиск таких ответов – это своего рода самообразование. Основатель американского Forbes когда-то сформулировал простую истину: бизнес делается не для того, чтобы копить миллионы, а для того, чтобы приносить счастье. И истина эта, как мне кажется, за сто лет ничуть не утратила своего значения.

Справка БК


FORBES (Форбс) - американский финансово-экономический журнал; одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Основан в 1917 году Берти Чарлзом Форбсом. Журнал Forbes предоставляет вниманию читателей истории успешных компаний и их товаров, истории о провалах компаний и их причины, жизнь и деятельность известных предпринимателей, причины и следствия громких событий, рейтинги самых богатых людей мира, самые большие гонорары звёзд шоу-бизнеса и спортсменов. Признание журнал получил благодаря своим смелым расследованиям в мире бизнеса и объективным оценкам событий, а также различным спискам и рейтингам, публикуемым им. Среди них наибольшую известность получил список миллиардеров мира. Общая аудитория американского Forbes и всех международных изданий составляет около 5 млн человек по всему миру. Журнал выходит в России, Японии, Польше, Корее, Китае, Турции и в некоторых других странах.

В России Forbes издаётся с 2004 г. ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», «дочкой» немецкого медиахолдинга Axel Springer AG. Владелец товарного знака — Forbes Inc.

Максим КАШУЛИНСКИЙ род. в 1973 г. в г. Рыбинске Ярославской области. В 1995 году окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Карьеру журналиста начал в 1994 году. Работал корреспондентом газеты «Сегодня», шеф-редактором журнала «Компания», заместителем главного редактора газеты «Ведомости». С сентября 2003 г. - в издательском доме Axel Springer. После убийства в июле 2004 года Пола Хлебникова ИД Axel Springer Russia объявил о назначении Кашулинского главным редактором русской версии журнала Forbes.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей