ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Ворота в Арктику откроет Северный морской путь


Андрей ЗАХАРОВ | 02.12.2010 07:45:29

Для Ненецкого автономного округа освоение Арктики – главный ресурс развития, который позволит всем сферам экономики региона работать эффективно. Одно из условий - развитие Северного морского пути и его экономическая выгода. Что для этого делается и на какие проблемы необходимо обратить внимание — об этом наш разговор с депутатом Архангельского областного Собрания от НАО Александром ХАРИНЫМ.

 

- Александр Владимирович, до недавнего времени Арктика интересовала в основном океанологов, климатологов и любителей экстремальных путешествий. Сегодня, как известно,  арктические территории являются предметом притязаний сразу нескольких мировых держав. Почему, на ваш взгляд, отношение мирового сообщества к Арктике претерпело столь существенные изменения?

- Согласно оценкам экспертов, во второй половине ХХI века запасы углеводородов в  Западной Сибири и Персидском заливе будут исчерпаны.
Единственной возможностью решить энергетические проблемы человечества станет освоение углеводородных богатств Арктики, где, по подсчетам ученых, содержится до 30% мировых запасов газа и 13% процентов мировых запасов нефти. Сейчас, когда вызванное глобальным потеплением сокращение арктических льдов сделало эти запасы доступнее, в борьбу за экономически привлекательную часть Арктики вступили, включая Россию, восемь стран: США, Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания.

- Как вы расцениваете шансы нашей страны на победу в этой борьбе?

- Конвенция ООН по морскому праву определяет, что в случае если Россия докажет, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, то порядка 60% арктической акватории будет признано за нашей страной. Насколько я понимаю, президент и правительство России не сомневаются в том, что Российская Федерация сможет доказать обоснованность своих притязаний.

- Высказываются опасения, что освоение арктических территорий может негативно сказаться на финансовой стабильности регионов, входящих в Арктическую зону, и, соответственно, привести к снижению жизненного уровня населения этих регионов. Насколько эти опасения обоснованны?

- В Арктическую зону, как известно, входят (полностью или частично) территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. У этих регионов много общего, но различий, как мне представляется, больше.
Если при работе над программами, связанными с освоением Арктики, эти различия будут приняты во внимание, то ухудшения экономической ситуации и снижения жизненного уровня населения не произойдет. Пока, к сожалению, разработчики упомянутых программ различия в специфике арктических регионов учитывают не в полной мере.

Общеизвестно, что возрождение Северного морского пути (СМП) является важнейшим условием освоения Арктики. Ненецкий автономный округ, в силу своего географического положения, крайне заинтересован в развитии этой транспортной магистрали и в законодательном регулировании ее использования - в округе долго и с нетерпением ждали появления соответствующего законодательного акта. И вот, наконец, он появился. Обсуждение законопроекта о Северном морском пути состоялось в Нарьян-Маре 26 ноября в рамках совещания Комиссии Совета Федерации по национальной политике.

В соответствии с законопроектом услуги на трассах СМП должны быть платными: «плата за проезд» должна полностью покрывать затраты на содержание и эксплуатацию ледокольного флота. По расчетам специалистов НАО, это приведет к дополнительной ежегодной нагрузке на окружной бюджет в сумме 130-140 млн рублей.
Парадокс заключается в том, что округ, осуществляя завоз грузов на свою территорию, не пользуется услугами ледоколов. Вопрос: «Можно ли в таком случае возлагать финансовые нагрузки, связанные с развитием атомного ледокольного флота, на плечи населения округа?». Ответ, по моему мнению, очевиден: нельзя ни в коем случае.
В итоговом протоколе совещания говорится, что «в настоящее время расширение существующих границ СМП представляется нецелесообразным». Не вдаваясь в детали, скажу, что если данное пожелание участников совещания будет учтено, то населению НАО не придется финансировать ледокольный флот России.

- Участие округа в федеральном проекте «Возрождение СМП» – это, конечно, хорошо, но для того, чтобы претендовать на  звание стратегического центра Арктической зоны России, недостаточно. В каких еще проектах участвует НАО?

- Одним из приоритетных направлений комплексного развития региона является проект строительства на побережье Баренцева моря круглогодичного порта Индига, мощностью 30 млн тонн в год. Реализация этого проекта и проектов, являющихся его логическим продолжением, позволит осуществлять масштабный экспорт продуктов переработки сырья и вовлечет в промышленную разработку новые месторождения.
Кроме того, разработан проект строительства железнодорожной ветки Воркута — Усть-Кара - Амдерма. По завершении строительства этой магистрали, поселок Амдерма станет базой по перевалке грузов из Сибири и с шельфа Арктики.


Северный морской путь: каким ему быть?

Северный морской путь нужно оставить в прежних границах – к такому выводу пришли члены выездного совещания Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, которое прошло в Нарьян-Маре.
Многие выступающие придерживались мнения о нецелесообразности продления Севморпути до мыса Канин Нос Баренцева моря, так как под обложение ледокольными сборами попадают суда как нефтяных компаний, так и осуществляющие доставку продуктов первой необходимости и дизтоплива в районы Крайнего Севера.

Дополнительное финансовое бремя замедлит разработку крупных, а значит, и без того финансово затратных проектов, таких как Штокман, Приразломное и других.
Позиция администрации НАО, которую высказал заместитель губернатора округа по вопросам инфраструктурного развития Ян Берлин, такова: оставить трассу СМП в сегодняшних границах или законодательно вывести прибрежный грузооборот из-под тарифного регулирования.

По расчетам морских перевозчиков, осуществляющих завоз, в том числе генеральных грузов, удорожание завоза для них вырастает на 14-15%. Только на строительство (по нескольким долгосрочным целевым программам)  в 2010 году из окружного бюджета будет выделено более 3,5 млрд рублей. В 2011 году - 3,8 млрд рублей.
Сегодня в населенные пункты округа морским транспортом завозится порядка 100 тысяч тонн груза в год - с  отчетливой перспективой увеличения грузопотока. Но даже при сегодняшнем обороте введение тарифов приведет к увеличению ежегодной дополнительной нагрузки на бюджет на сумму порядка 130 млн рублей.
Необходимо либо оставлять трассу Севморпути в сегодняшних границах, или законодательно выводить прибрежный грузооборот из-под тарифного регулирования.
В Администрации НАО считают, что бестарифное предоставление услуг должно касаться не только населенных пунктов округа, которые могут попасть под расширение  Северного морского пути, но  и тех, а это Амдерма и Усть-Кара, которые находятся к востоку от новоземельских проливов, то есть уже на трассе Северного морского пути.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5