Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 16.12.2011 05:50:24
2011 год для Ненецкой нефтяной компании стал годом расширения и диверсификации производства. Сохранив текущий объем работ по основному направлению деятельности, ННК приходит в энергетику, ведет добычу общераспространенных полезных ископаемых, участвует в экологических и социальных программах НАО. Как отмечает генеральный директор ННК Андрей РУДОВ, администрации НАО удается поддерживать баланс между «донорскими» возможностями и коммерческими интересами предприятия.
- Андрей Игоревич, какие проекты вы считаете наиболее значимыми?
- Главное направление нашей работы остается прежним — Ненецкая нефтяная компания представляет интересы округа в международном Соглашении о разделе продукции (СРП) по освоению Харьягинского месторождения. Добыча нефти на Харьяге достигла определенной планки — порядка 1400 тысяч тонн в год. Начат крупный инвестиционный проект развития месторождения, в который входят строительство дополнительных энергогенерирующих мощностей, завода по утилизации попутного газа и добычи соединений серы из нефти. Капитальные вложения значительные: ожидается, что в 2012 году, в сумме по всем участникам СРП, они составят около $617 млн.
Второе направление - капитальный ремонт скважин. В 2010 году прибыль ННК была на уровне 911 млн рублей, однако лишь около 100 млн из них — по объему производственной деятельности. В 2011-м этих показателей мы достигли уже по итогам первых шести месяцев, уверен, что к концу года цифры будут выше более чем вдвое.
В сфере энергостроительства мы также продвинулись очень серьезно. В 2010 году участие ННК в региональной программе развития энергетического комплекса в денежном выражении не превышало 7 млн рублей. Сейчас компания выходит на реальные проекты, успешно пройдя процедуры конкурсного отбора.
В 2009 году, как вы знаете, завершилась реконструкция блока генерации Нарьян-Марской электростанции. А в 2011-м ННК выиграла тендер на строительство нового распределительного устройства для городской электростанции стоимостью 198 млн рублей. Также в этом году мы приступили к строительству линии электропередачи в село Красное, где сейчас работает локальная ДЭС. И третий большой проект — реконструкция электросетей Нарьян-Мара.
- Какое из этих направлений работы компании можно в полной мере назвать инновационным?
- В какой-то мере каждое из них, но я бы отметил еще один проект - реконструкции Нарьян-Марской электростанции. Речь идет о когенерации (совместной выработке) электричества и тепла. Сегодня газ, температура которого на выходе порядка 400 градусов, буквально вылетает в трубу. ННК выиграла конкурс на проект переоборудования станции, установку котлов-утилизаторов и проектирование системы доставки и распределения тепла в городских сетях. При реализации проекта эксплуатационные затраты электростанции больше не станут, ведь мы задействуем то, что прежде никак не использовалось. Это в полной мере инновационный проект, с высоким уровнем автоматизации, внедрением средств удаленного управления. Ожидания очевидны: возможность снижения тарифов для потребителей и на тепло, и на электроэнергию.
- Закон устанавливает жесткие сроки получения муниципальными и госучреждениями энергопаспортов. Довольно перспективный рынок — как вы считаете?
- Это зависит от того, с какой стороны посмотреть. Пакет заказов Ненецкой нефтяной компании на энергообследование зданий в 2011 году составил более 1 млн рублей. Порядка 20 тендеров выиграли - до конца года эта работа будет завершена. Неплохой результат, с учетом того, что этот рынок до сих пор не работает нормально и программы по энергосбережению в муниципалитетах зачастую превращаются в профанацию. К сожалению, ФЗ №94 допускает такие ситуации, когда цена по конкретному лоту в итоге становится заниженной в разы. Браться за такие проекты нереально, даже если ты всю зарплату выдаешь в конвертах и вообще не стремишься к какому-то финансовому результату. А мы в подобные игры не играем.
- За последние несколько лет ННК приобрела пять песчаных карьеров. Это вложения под конкретные проекты?
- Безусловно: все пять песчаных карьеров находятся вблизи действующих месторождений нефти, поэтому коммерчески интересны. В частности, завершена разведка карьера в районе месторождения имени Требса: есть все основания рассчитывать, что в 2012 — 2013 годах этот резерв будет востребован «Башнефтью» для строительных работ. Карьер «Северный-4», приобретенный ННК в 2010 году, расположен вблизи Харьяги. В 2011-м мы взяли еще один — на акватории реки в Нарьян-Маре, «под» Кумжинское месторождение.
- На Кумже вы занимаетесь также оздоровлением аварийных скважин. Как продвигается это направление работы ННК?
- Проблема в том, что вода подмывает разведочные скважины Кумжи, сделанные еще в советские годы. В свое время они были как бы ликвидированы, но опасность выброса газа в атмосферу осталась. По сути, мы занимаемся повторной ликвидацией этих скважин по заказу владельца лицензии на разработку - «СН-инвест». Оздоровление трех скважин завершено, по результатам обследования хорошо бы привести в порядок еще две. Надеюсь, что этот подряд мы получим в 2012 году.
- Ненецкая нефтяная компания известна масштабными благотворительными проектами. Это инициатива округа?
- Есть ряд организаций, с которыми мы поддерживаем дружеские отношения: «Ясавэй», Союз оленеводов НАО, объединение участников локальных войн и конфликтов «Щит», местное отделение Всероссийского общества слепых. Кроме того, мы участвуем в финансировании «Буран-дея», «Ритмов Арктики» и других мероприятий регионального масштаба. Жизнь на Крайнем Севере сложна, а зимой еще и однообразна: праздники людям нужны.