Александр ХАРИН, депутат Архангельского областного Собрания от НАО | 09.07.2012 12:03:08
Дискуссия между сторонниками и противниками объединения Архангельской области и Ненецкого АО длится уже более 10 лет, но злобного характера она за эти годы не обрела – потому, наверное, что и сторонники, и противники объединения понимают: в рамках действующего законодательства слияние невозможно.
Ну, а раз невозможно, так зачем же копья ломать? И не ломали: дискутировали спокойно и взвешенно. Конечно, если бы федеральная власть приняла решение о внесении в законодательство изменений, позволяющих проводить объединение субъектов Федерации без проведения референдума, тогда, возможно, характер дискуссии изменился бы. Но федеральная власть вела себя благоразумно: изменений не вносила, ограничивалась пожеланиями, что вот, мол, неплохо было бы количество субъектов сократить за счет их укрупнения. Благоразумие власти в вопросах объединения регионов вообще и объединения Архангельской области и НАО в частности заслуживает всяческого одобрения, но все же хотелось бы, чтобы власть, в дополнение к своему благоразумию, объяснила, зачем вообще нужно укрупнение регионов и что оно даст и без того счастливому народонаселению.
Нельзя сказать, что Кремль и Дом Правительства полностью самоустранились от объяснений на этот счет: объяснения они дают, но такие, что признать их убедительными не представляется возможным.
Выступая на одной из региональных конференций «Единой России», Владимир ПУТИН заявил, что «решения об укрупнении отдельных субъектов РФ принимаются для устранения дисбаланса между их экономическим состоянием». По глубокому убеждению президента, инициатива объединения «должна идти изнутри, с самих территорий, граждане этих территорий сами, в соответствии с действующим законодательством и Конституцией, должны для себя решить: хотят они этого или нет».
Правильные вроде бы слова сказал Владимир Владимирович, но совершенно же очевидно, что граждане, если они не мазохисты, никогда не пожертвуют своим благосостоянием ради устранения имеющегося дисбаланса. А если даже пожертвуют, то их жертва с огромной долей вероятности окажется напрасной: экономический анализ показывает, что процесс территориального укрупнения регионов не может устранить существующие между ними разрывы в уровне жизни. По заключению ИНСОР, экономический, социальный и административный эффект от всех состоявшихся ранее слияний близок к нулю, дальнейшие изменения количества субъектов чреваты серьезными негативными последствиями
Сторонники идеи укрупнения ради устранения дисбаланса между экономическим состоянием субъектов Федерации не учитывают того, что неравномерность развития регионов — это объективная реальность, преодолеть которую невозможно. Сгладить – да, но не путем присоединения дотационных регионов к регионам-донорам и не путем приведения всех и вся к общему знаменателю, а в рамках продуманной до мелочей региональной политики.
Исходить нужно из того, что выстроить Россию по единому шаблону невозможно, и из того, что только разнообразие и вариативность политических институтов могут обеспечить естественную эволюцию и экономический рост. Наличие в составе России сложносоставных субъектов – это скорее достоинство, чем недостаток, так как именно своеобразие, а отнюдь не «общий знаменатель» является залогом развития. Необходимо, однако, отметить, что взаимодействие субъектов, входящих в «матрешечный регион», может быть плодотворным только в том случае, если регионы делами докажут, что относятся друг к другу с должным уважением.
До недавнего времени во взаимоотношениях Архангельской области и НАО с «доказательством делами» было далеко не все в порядке: область относилась к округу не иначе, как к финансовому донору. Сегодня ситуация начала меняться к лучшему. Но только начала. Впереди большой и трудный путь. И нужно отдавать себе отчет в том, что быстро преодолеть (или хотя бы существенно сгладить) имеющиеся разрывы в уровне жизни и экономическом состоянии области и округа не удастся.
Понятно, что участие в совместных проектах – экономических и культурных – принесет добрые плоды. Но, увы, не завтра.