ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Архангельская область и НАО: учимся договариваться


Текст: Ирина ОВЧИННИКОВА | 29.06.2012 08:41:43

Схема исполнения полномочий Архангельской области на территории Ненецкого АО продолжает пересматриваться: соседи ищут оптимальные для обоих сторон формы сотрудничества. В последние годы взаимоотношения двух губерний складывались непросто. Что, впрочем, неудивительно, если один из двух самостоятельных регионов финансово во многом зависит от другого. Еще в 2008 году Архангельская область отказалась от договорных отношений с НАО, но приняла на себя обязательства по исполнению части государственных полномочий на территории округа. При этом в бюджет Архангельской области поступают все основные налоги НАО.

Однако случившийся в 2009 году финансовый кризис внес свои коррективы в отношения регионов-соседей — доходы от нефтедобычи стали стремительно сокращаться. Антикризисное предложение губернатора НАО Игоря ФЁДОРОВА (на снимке) вернуть часть полномочий округу при условии их финансирования из бюджета Архангельской области поддержки не получило.

Позднее часть полномочий НАО все же передали. Согласно договору, подписанному в прошлом году, с 1 января 2012-го по 1 января 2015 года Ненецкий автономный округ берет на себя организацию оказания медицинской помощи, специализированной (санитарно-авиационной) скорой медпомощи, а также полномочия в сфере медицинского страхования и обеспечения занятости населения и жильем детей-сирот.

Перевозчики в выигрыше

Очередной шаг навстречу был сделан 30 мая 2012 года, когда Архангельское областное Собрание депутатов приняло решение о возврате округу  полномочий в части транспортного обслуживания населения и строительства дорог.
Согласно договору, Ненецкий автономный округ принимает на себя обязательства по организации обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и осуществляет региональный государственный контроль за легковым такси.

Финансирование пассажирских перевозок будет осуществляться за счет субвенций из бюджета Архангельской области и собственных средств округа. В текущем году субвенции окружному бюджету составят около 104 млн рублей. Такую же сумму планируется заложить в областном бюджете для НАО и на 2013 год. В 2014 году размер субвенций может быть увеличен с учетом инфляции.

Перевозчики от таких изменений, похоже, только выиграли. Во-первых, упростится схема внутрирегиональных пассажирских авиаперевозок. До последнего времени органы исполнительной власти Архангельской области субсидировали авиаперевозки на внутренних рейсах на территории округа и утверждали расписание. Но уже с июля этого года НАО будет получать субсидии из областного бюджета и сможет самостоятельно формировать расписание полетов, что позволит вносить в него изменения и вводить дополнительные рейсы по мере необходимости.

Во-вторых, меньше проблем будет у таксистов. Дело в том, что с весны 2012 года легальные таксисты обязаны получать разрешения на работу в профильном министерстве областного правительства. И если бы округ не взял на себя эти полномочия, то им пришлось бы ездить за документами в Архангельск.

Дорогу все-таки достроят

С 1 января 2013 года за органами государственной власти Ненецкого автономного округа закрепляются права по строительству автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск (97— 180 км). Как известно, строится она с 1989 года. Общая протяженность трассы составляет 386 км, в том числе по территории НАО — 217 км.

К сожалению, с тех пор как строительство дороги передали в ведение органов государственной власти Архангельской области, работа практически встала. Да и региональная власть считала, что появление этой трассы более выгодно одной из крупных нефтяных компаний, чем региону. С другой стороны, без соответствующего договора НАО не имел права вкладывать в этот проект собственные средства. Теперь же округ получил возможность возобновить строительство на условиях софинансирования из федерального бюджета. Цена вопроса — 6 млрд рублей.

Кроме того, в ведение НАО переходят полномочия по строительству автомобильных дорог Нарьян-Мар — Тошвиска, Несь — Мезень на участке Несь — граница Ненецкого автономного округа, а также права по устройству и содержанию искусственного дорожного сооружения (зимника) Нарьян-Мар — Усинск.

«Возможно, сегодня идея строительства дороги на Мезень кажется задачей далекого будущего. Однако всего несколько лет назад также фантастически выглядела идея о строительстве волоконно-оптической линии связи из Коми в Нарьян-Мар. Но сейчас она  уже есть! — считает губернатор НАО Игорь ФЁДОРОВ. — Решение этой масштабной задачи – вопрос не завтрашнего дня. Но уже сейчас начата подготовительная работа, чтобы данное решение вошло в государственную подпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны РФ в рамках государственной программы региональной политики и федеративных отношений».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил ОПЕХТИН, заместитель главы администрации Ненецкого автономного округа по правовым вопросам: 

— За последние несколько месяцев мы существенно продвинулись в решении вопросов исполнения полномочий Архангельской области на территории НАО. Важно, что договоры, заключаемые сегодня, будут действовать не два-три года, как ранее: они рассчитаны на пять, а некоторые и на десять лет, что вносит во взаимоотношения двух регионов определенную стабильность. Для нас главная сложность в том, что многие полномочия области округ исполняет за счет собственных средств. Только в этом году на эти цели в окружном бюджете заложено 4,2 млрд рублей, при том что только с начала года в бюджет Архангельской области в виде налоговых платежей из НАО поступило более 7 млрд.
Сейчас мы с архангельскими коллегами прорабатываем вопросы взаимодействия в сферах поддержки предпринимательства, социально ориентированных НКО, благотворительной деятельности, сельскохозяйственного производства, проектов в области физкультуры и спорта, по развитию туризма в округе. Кроме этого, округ заинтересован в исполнении полномочий по привлечению заемных средств, обслуживанию и погашению внутренних и внешних долгов субъекта, в выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Думаю, в процессе обсуждения исполнения полномочий области на территории округа имеет смысл вернуться к практике, существовавшей до 2008 года, то есть к единому договору, в котором будут прописаны общие правила игры по всем направлениям. На мой взгляд, это оптимальный вариант.

Александр ХАРИН, депутат Архангельского областного Собрания депутатов от Ненецкого автономного округа:

— Архангельская область, как известно, исполняет государственные полномочия на территории НАО около четырех лет – срок немалый. Тем не менее ни один субъект РФ из числа сложносоставных нашему примеру до сих пор не последовал.
Почему? На мой взгляд, исполнение полномочий одним самостоятельным субъектом Федерации на территории другого самостоятельного субъекта если и может дать положительные результаты, то очень не скоро и отнюдь не всегда. Наработанный областью и округом опыт показал, что значительная часть государственных полномочий должна исполняться тем субъектом, на территории которого эти полномочия осуществляются. К таковым в первую очередь относятся сферы здравоохранения, образования, дорожного строительства, транспортного обслуживания населения, физкультуры, спорта и туризма. Высокое качество исполнения полномочий напрямую влияет на жизнь населения и поэтому логично, что право их исполнения нужно было возвращать округу в первую очередь.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5