Алина РОМАШОВА. Фото Алексея Липницкого, vk.com/beloemorewood ииз личного архива Полины Хамитовой | 10.03.2023 13:55:50
Мастерская «Белое море» – это союз менеджера Екатерины ПОСЕГОВСКОЙ (на фото) и художницы Полины ХАМИТОВОЙ. В мастерской разрабатывают и создают экологичные деревянные игрушки. Партнёры по общему делу считают своей миссией стремление ещё больше сплотить родителей и детей. Екатерина рассказала «БК» о том, с чего всё начиналось, и игрушках, которые хочется передавать по наследству.
Так сложилось, что чуть больше четырёх лет назад у Екатерины и Полины с разницей в несколько недель родились дети, и молодым мамам захотелось только качественных игрушек для своих малышей. Дядя Полины, Павел Валентинович, – инженер-конструктор, который всю жизнь работал ещё и с деревом, но в большей степени для себя. На предложение попробовать создавать игрушки для продажи он с удовольствием откликнулся. Так у всех троих началась большая история о маленьких игрушках.
«Начинали без вложений, оформили только уставный капитал, как требует закон. В остальном рассчитывали на выручку. Принимали предзаказы, исполняли, отзывы получали хорошие. Росли наши дети – росло и предприятие. Игрушки становились более сложными», – вспоминает Екатерина.
Все виды игрушек прошли «испытания детьми», говорит руководитель. Что не приживается у детей Полины и Екатерины – в производство не идёт. К изготовлению игрушек «Белое море» относится очень бережно, подбирая безопасные для ребёнка материалы.
Плодотворный союз
Со временем мастерская «Белое море» стала мини-фабрикой, по некоторым позициям налажено уже серийное производство. Есть и уникальные игрушки: например, карманный деревянный грузовичок с движущимися деталями. Но самая сильная сторона «Белого моря» – разработка авторской игрушки от начала и до конца.
«Когда мы принимаем на работу мастеров, первым делом просим выполнить практическую часть. Даже при точном изготовлении нашей игрушки по эскизам, без дополнительной обработки её невозможно взять в руки. Однажды после одного мастера игрушку пришлось самим шкурить, частично переделывать, покрывать маслом… И только потом её стало можно отдать детям», – продолжает собеседница «БК».
Хотя на мини-фабрике есть станки и специальное оборудование, ключевые этапы изготовления игрушек остаются ручными. При этом каждый из двадцати мастеров и художников работает на своём месте и в комфортном ему темпе. Оказалось, что это очень эффективно. При этом Екатерина убеждена: художнику обязательно нужен менеджер, потому что за счёт одной только творческой составляющей бизнес не развить.
«Жизнь показывает, что именно такой союз плодотворен. Работать непосредственно с мастерами художнику здорово, но обязанности никто не отменял: сдавать отчёты в налоговую инспекцию, оформлять договоры и прочее, – рассуждает она. – Мы выросли с пяти тысяч до десяти миллионов рублей в год: должное управление и хорошо выстроенные процессы позволили поддерживать и увеличивать обороты. Но нельзя быть специалистом во всех областях – главное себе в этом честно признаться и обратиться за помощью к экспертам».
Игрушки со смыслом
Так, при разработке игрушек создатели мастерской общаются с детскими психологами, чтобы понять, как их продукция может воздействовать на ребёнка.
«Психологи говорят, что дети «задёрганы» неестественными салатовым, розовым цветами, которые не встречаются в природе, но часто используются при фабричном изготовлении игрушек. Когда ребёнок берёт в руки деревянную игрушку, он начинает лучше осознавать себя и окружающий мир», – поясняет Екатерина.
Например, пирамидка из семи пород дерева может не только научить ребёнка различать размеры, строить, но и узнавать текстуры древесины. Кстати, свои игрушки «Белое море» принципиально не раскрашивает. Есть лишь несколько исключений.
Создатели мастерской уверены: изделия – ещё не продукт, нужно продавать что‑то большее, вкладывать смыслы. Метод «разговора через тактильность» помогает выстроить коммуникацию занятого родителя и ребёнка, и тогда игрушки становятся мостиком между ними.
«Мы вкладываем душу в наши игрушки. Если у нас получается хотя бы на две минуты развернуть родителя к ребёнку – мы свою задачу выполнили», – отмечает Екатерина.
«Белое море» показывает свою продукцию на российских и зарубежных мероприятиях, активно участвует в выставках и ярмарках, ценя их за живые отклики.
«В ноябре прошлого года на эковыставке в Москве мы поняли, что многие родители ждут момента, чтобы выкинуть пластмассовые яркие игрушки. Спросили, выкинут ли они нашу пирамидку, когда ребёнок подрастёт. Очень важно было услышать, что нет: это игрушка, которую можно передавать по наследству», – продолжает Екатерина.
Конечно, дети Полины и Екатерины играют не только в деревянные игрушки, но возвращаются именно к ним.
Не потоковая вещь
Как говорит Екатерина, мастерская не боится конкурентов, потому что уверена в своих разработках.
«Весь рынок всё равно не покрыть. А мы не масс-маркет, мы для родителей, которые за экологичность и заботу о здоровье ребёнка. Деревянная игрушка – не потоковая вещь», – считает менеджер.
Порой по отзывам даже не понять, кто конечный потребитель продукции «Белого моря»: настолько широк диапазон покупателей. Поэтому у мастерской появляются линейки игрушек для подростков и взрослых.
Производство ориентировано только на интернет-продажи, но в этом есть и свои плюсы в виде молниеносных онлайн-продаж и покупателей со всего мира.
«У нас популярны деревянные ложки, новогодние серии игрушек, к чему мы никак не можем привыкнуть. Например, 50 ложек нашего мастера недавно продали всего за 30 минут. Из новогодней серии некоторые позиции не стояли и трёх минут», – добавляет Екатерина.
Сейчас игрушки от «Белого моря» можно встретить не только на официальном сайте и соцсетях, но и на маркетплейсе Wildberries. Мастерская обрабатывает около десяти тысяч заказов в год. Игрушки северной мини-фабрики нашли своих покупателей уже в 28 странах мира: Армении, Индии, Канаде, США, странах Европы. Россия же «охвачена вся сверху вниз и слева направо».
«В прошлом году из Южной Кореи сделали оптовый заказ общим весов 30 килограммов! С началом СВО заказчик перестал отвечать. Пришлось отправлять несколько писем и объяснять, что «Белое море» работает для детей, вне политики, что не нужно отказываться от деловых обязательств… Всё закончилось хорошо: заказ оплатили, и он отправился в Южную Корею», – привела пример менеджер.
Отзывы покупателей встречаются самые разные, но зачастую их объединяет одно: родители пишут, что сначала сами с удовольствием играют с изделиями «Белого моря», а уж потом отдают детям. Неудивительно, что у мастерской появляются и постоянные взрослые покупатели, которые заказывают игрушки для себя.