Алина РОМАШОВА. Фото Алексея Липницкого и из архива мастерской «Антресоль» | 20.09.2023 13:29:04
Расписные рыбы, белые медведи, мезенские лошадки и много-много кукол обитают в мастерской «Антресоль» в Архангельске, которая в этом году отмечает свой десятилетний юбилей. В творческом союзе мастерицы Елена ПАНТИНА и Анастасия ПИСКУНОВА делают сувениры с брендами Поморья и даже создают эти бренды сами. «Бизнес-классу» рукодельницы рассказали о вдохновении, конкуренции и оригинальных северных образах.
Энергетически друг другу подошли
Когда‑то давно, ещё не зная друг друга, Анастасия Пискунова и Елена Пантина делали куклы на дому. И ещё одно совпадение – обе работали в сфере рекламы, но ни разу не пересеклись. Мастерицы познакомились на кукольной выставке в 2011 году и сразу же поняли, что готовы создать общую мастерскую, тем более что «дома неудобно и тесно».
«Дело даже не в работе, просто энергетически друг другу подошли», – говорит Анастасия.
Объединившись в 2013 году, за десять лет они вместе сменили четыре мастерские, рабочая площадь при этом постоянно увеличивалась.
Рукодельницы занимаются как своими отдельными проектами, так и совместным творчеством, которое называют «игрой в четыре руки». В «Антресоли» рождаются самые разные изделия: от больших кукол до статуэток и ёлочных игрушек. Их авторы считают, что всё нужно пропустить через свои руки, поэтому не копируют других. Секреты создания уникальных игрушек северянки раскрывают на собственных курсах.
«Учиться к нам приходят в основном новички – женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Кто‑то приходит в состоянии депрессии, но в мастерской оживает», – рассказывает Елена Пантина.
А некоторые ученики, которые когда‑то занимались на мастер-классах, остались в «Антресоли» на годы уже как соавторы и творцы.
Региональный компонент
«К северным мотивам пришли постепенно. Сувениры начали делать с небольших партий, когда возник спрос на вещи с северной тематикой. С этого и начался бизнес», – поясняет Елена.
Также в «Антресоли» часто создают игрушки с крыльями. Рукодельницы уверены, что в Архангельске должно жить много ангелов. Региональному компоненту, как они сами это называют, в работах уделяется большое внимание. Здесь и северная птица с мезенской росписью, и архангельские трамвайчики, и снеговики, и герои Писахова, найдётся даже банка с печенью трески и коты, умильно обнимающие рыбку.
С треской и камбалой всё понятно: «доска, треска, тоска» – шутя, вспоминают известную поговорку сами мастерицы. К тому же Архангельский траловый флот нередко заказывал сувенирных рыб как символ своего ремесла. Но вот откуда коты?
«У нас даже есть отдельный проект «Архангельска котейка» – это история русской голубой кошки. Мы считаем, что эта порода – не что иное, как архангельская аборигенная кошка, и тому есть научные подтверждения. Поэтому много котеек делаем, подчёркиваем, что это такой же полноправный архангельский сувенир», – отмечает Анастасия Пискунова.
Ещё одна страсть мастериц – северная роспись, её женщины применяют даже к ватным игрушкам.
«Проект «Северная птица» родился на основе северных росписей: птица как символ женственности и красоты. В Архангельской области много за что можно зацепиться, много интересного «нарыть» – только росписей у нас более десятка. Поэтому легко представлять область нарядно и празднично», – считает Елена.
Всеми этими изделиями заинтересовались сувенирные точки и музеи. Так мастерской удалось нарастить объёмы работ настолько, что сейчас с трудом удаётся уделить внимание любимым авторским куклам.
Куклы – особая любовь
Как изготовители сувенирной продукции дуэт кукольниц недавно участвовал в фестивале «Белый июнь»: рукодельницы впервые за пять лет «вышли на улицу».
«Посреди лета стояли с ёлками и ёлочными игрушками… Это было феерично, честно говоря. Конечно, бывают горячие сезоны по ёлочным игрушкам, но в этом году он как будто не прекращается. Мы поэтому и после Рождества не убрали ёлочные игрушки, как обычно это делали. «Круглый год Новый год» – новый девиз», – шутит Елена.
Несмотря на веселье и новые знакомства, ярмарки для мастериц не главное. Елена и Анастасия концентрируются на подготовке к международным выставкам. С их слов, там больше шансов реализовать себя как кукольницу.
«Москва, Санкт-Петербург, Беларусь – на выставке ты окрыляешься, хоть и жутко устаёшь. Эмоциональный фон очень высокий. Очень много посетителей, и все тебя хвалят. Приезжаешь домой и думаешь, что сейчас свернёшь горы», – описывает своё состояние Елена Пантина.
«Самый интересный отзыв получили, когда побывали на выставке в Москве с коллекцией «Северная птица». Некоторые покупатели говорили: «Ну наконец‑то мы видим славянские лица у кукол», – вспоминает Елена.
Сувениры от мастерской стоят до 12 тысяч рублей, а куклы «от тридцати и до бесконечности» – в зависимости от того, насколько они дороги создательницам во всех смыслах. По словам Елены Пантиной, самая дорогая кукла «Антресоли» стоила около сотни тысяч рублей.
«А самый сложный заказ был на 20 одинаковых кукол. Вообще не шла работа. А на следующий год поступил заказ на полторы тысячи игрушек, и мы его выполнили быстро. Удивительно!» – продолжает Анастасия.
Игрушки архангелогородок уже поселились по всему миру: во Франции, Англии, Норвегии, Финляндии, Швеции, США. Куклы покупали в том числе знаменитые люди и компании. К примеру, «Антресоль» выполняла заказ для парфюмерного дома Патрисии де Николаи во Франции.
«Покупки происходят в состоянии влюблённости, – считает Елена. – Влюбляются сегодня в медведя, завтра в дракона… Все страны разное заказывают. Правда, с доставкой сейчас тяжело».
Бизнес диктует свои правила
Анастасия Пискунова уверена, что на каждый, даже очень специфичный предмет искусства найдётся свой покупатель. Поэтому зависти и чувства конкуренции мастерицы не испытывают ни друг к другу, ни к коллегам.
«Мы – два кукольника, которые работают вместе десять лет в одном пространстве почти каждый день. И до сих пор не съели друг друга», – шутит Анастасия.
А теми, кто популярнее и успешнее, как говорит Анастасия, «Антресоль» просто вдохновляется. У архангельских кукольниц свой путь, на котором больше всего мотивируют собственные достижения.
«Правда, бизнес диктует свои правила. Он периодически нас одёргивает: «Какие же вы художники?» Бизнес не терпит легкого подхода. И мы очень сильно стараемся найти баланс, самих себя и всех остальных убедить, что это возможно. Хочется на себя время найти, творить новое и мысли превращать в объекты», – поясняет Анастасия Пискунова.
С эмоциональным выгоранием, которое, к счастью, находит редко, мастерицы справляются с помощью учёбы. Однажды, почувствовав кризис и апатию, они решили пойти на курс для женщин-предпринимателей. Учёба помогла по-новому взглянуть на сувениры, отношение к работе и друг к другу.
«Наша работа сейчас – это любовь. Мы идём на работу счастливые, общаемся только с приятными людьми, а это важно. Плохие люди к нам вообще не приходят. А у грустных в нашей мастерской открываются глаза и появляется улыбка. Вот из-за этого мы и любим свою работу», – добавляет Елена Пантина.