Виктор ОРЕФЬЕВ | 23.03.2022
Новая экономическая реальность диктует свои условия: вслед за крупным бизнесом происходящие события все отчетливее сказываются на предпринимателях сегмента МСП. Изменения валютного курса, перебои с поставками, ограничения на продвижение товаров и услуг в соцсетях и ряд других факторов подталкивают бизнес к действиям по новым правилам.
Покупательская активность
Экономические последствия сегодняшних событий предсказать не может никто, но эксперты сходятся во мнении: свое место под солнцем у малого бизнеса есть. Однако открывать новые направления сейчас не время. Надо улучшать сервис, чтобы сохранить покупателей и позиции на региональном рынке.
«Нашей основной интернет-площадкой всегда была социальная сеть «ВКонтакте»: здесь больше инструментов, чтобы организовать работу, реклама работает хорошо, – поясняет производитель дизайнерских светильников из Архангельска Ольга ЛОПАТКИНА. – Поэтому с технической стороны сложностей не возникло. Чтобы усилить направление продвижения, мы с командой провели мозговой штурм, нашли много новых идей и подходов к рекламе. Страницу в другой соцсети продолжаем вести, но развивать ее стало сложнее, поэтому поддерживаем, но больших надежд не возлагаем. Кроме того, мы полностью меняем подход к дизайну, чтобы стать еще более конкурентоспособными. Планируем расширять ассортимент за счет других изделий из древесины. Также уже составили план выхода на Wildberries: надеюсь, что в ближайшее время там появится наш магазин. Конечно, цены на комплектующие вызывают трепет – закупки делаем, зажмурившись. Но стресс – это хороший мотиватор, чтобы менять подходы к работе и делать то, чего раньше не делали».
Тренд на локальную еду
Между тем большая часть представителей малого бизнеса справедливо считает, что спрос на услуги общепита, качественную одежду и товары первой необходимости сохранится. С уходом известных брендов пользоваться этим будет отечественный бизнес. И речь идет не о федеральном ритейле и сетевом фастфуде: эксперты прогнозируют движение спроса в сторону местных предприятий, главная задача которых сейчас – оперативно перестроиться и наладить работу в новых условиях.
Именно возможность быстро адаптироваться и отсутствие сложных логистических цепочек – главные преимущества локального бизнеса сегодня. Используя их, можно не только выиграть время, но и закрепиться в нише. Такой подход касается в первую очередь общепита и продажи товаров первой необходимости: от тематических магазинов товаров повседневного спроса до небольших предприятий фастфуда.
«Делать какие-то выводы рано. С одной стороны, действительно уходят конкуренты, но с другой – рост цен, безработицы, что не может не сказаться на покупательной способности людей. Продолжат ли они тратить на еду, фастфуд столько же, сколько тратили? Этот вопрос остается открытым, – считает одна из руководителей хотдожной Rampa Street cafe Мария АНТОНЮК. – Мы начали работать совсем недавно и… не в сезон. Поэтому провести сравнительный анализ сложно. Но существуют планы по масштабированию бизнеса, и пока мы их не меняли. К тому же работаем на нашем сырье: булочки для хот-догов делает местная пекарня, сосиски тоже берем у местного производителя. Некоторые соусы – импортные, но пока дефицита не ощущаем. К замене каких-то ингредиентов готовимся и смотрим, что есть на российском рынке. У нас очень много постоянных клиентов. Людям нравится то, что мы предлагаем, – это самое главное».
Основательницы хотдожной Rampa Street cafe (слева направо):
Елена Алтунина, Мария Антонюк, Елена Кошелева.
О сохранении действующих и создании новых мер поддержки предпринимателей заявлено на государственном уровне. Как отмечают в Правительстве Архангельской области, региональных структурах системы содействия МСП, именно малый бизнес может стать точкой роста экономики в сложившихся обстоятельствах.
Так, уже сейчас действуют несколько актуальных программ МКК «Развитие»: предприниматели могут получить займы по сниженной процентной ставке сроком на два года со льготным периодом погашения, а если основной вид деятельности есть в списке пострадавшие отраслей, бизнесу доступен более выгодный заем. Программы различные, и их много, льготные займы можно использовать на пополнение оборотных средств, инвестиционные цели. Ставки по ним заметно ниже, чем в банках, поэтому такой вариант больше привлекает предпринимателей.
Спрос на штучный товар
Есть ниши малого бизнеса, которые остаются сильно зависимыми от импорта, но продолжают развиваться, формируя спрос на отечественный продукт внутри локального рынка. Это небыстрый процесс, но результат, как правило, оправдывает годы работы.
«Введение экономических ограничений на спросе пока почти не отразилось. Правда, прибавилось несколько клиентов, которые раньше закупались в других странах, – отметила в разговоре с «Бизнес-классом» дизайнер одежды Алёна МАЛЫГИНА. – А вот про закупку материалов этого не скажешь: цены взлетели на все – ткань, фурнитуру, печать, швейное оборудование и его обслуживание, расходники… Пришлось отложить выпуск новой коллекции. Хочется надеяться, что наша страна сможет самостоятельно производить качественное сырье и наладить производственные процессы, а продукция не будет уступать зарубежным аналогам. Конечно, нужно много времени, колоссальные вложения средств, но это возможно. Вот-вот я должна была выйти на зарубежные маркетплейсы, но не успела. На данный момент все площадки для российских производителей закрыты, платежные системы отключены. Но покупатель в России начинает ценить вещи, сделанные вручную и малым тиражом. Людям нужно время на осознание того, что продукция различных локальных брендов не хуже, а иногда и лучше по характеристикам и качеству».
Экспортный потенциал продолжат развивать
Правительство Архангельской области окажет поддержку предпринимателям, чей бизнес в основном был ориентирован на европейские страны. Об этом заявил заместитель председателя областного правительства – министр экономического развития, промышленности и науки Поморья Виктор ИКОННИКОВ.
«С представителями малого и среднего бизнеса мы находимся в постоянном рабочем контакте: и профильные управления министерства, и агентство регионального развития. Среди субъектов МСП есть довольно большое число экспортеров, их в разной степени коснулась нестабильная ситуация в мировой экономике. Для тех производителей, которые были преимущественно ориентированы на европейские рынки, у нас есть предложения пересмотреть географию сотрудничества. Региональные власти намерены активно организовывать бизнес-миссии как в субъекты РФ, так и в дружественные России страны. Цель таких коллективных поездок представителей различных субъектов малого и среднего предпринимательства – презентовать свою продукцию и найти новых партнеров по бизнесу. Сейчас мы активно рассматриваем для сотрудничества страны Азии и страны СНГ», – подчеркнул Виктор Иконников.
Кроме того, правительство области планирует усилить работу с торговыми представительствами субъектов РФ и дружественных зарубежных стран, поэтому призывает предпринимателей активнее обращаться к властям со своими идеями по развитию бизнеса.