Надежда ШАШКОВА | 01.03.2009 09:00:00
Для ломбардов развернувшийся финансово-экономический кризис может стать буквально золотым временем. Только за февраль клиентов у ювелирных комиссионных в России стало на 15% больше. Руководители ломбардов уверены: это не предел. Обращение в ломбард сейчас многими воспринимается как альтернатива кредиту. Например, для того чтобы совершить какую-нибудь не очень крупную покупку, человеку может понадобиться краткосрочный заем. А если учесть и тот факт, что сегодня банки не торопятся выдавать кредиты, то ломбард становится практически единственным способом протянуть от зарплаты до зарплаты или удержать на плаву свой бизнес.
Эксперты подсчитали: в октябре 2008 года оборот рынка ломбардов в России подрос на 12–13%, в ноябре - на 15%, в декабре - на 20–30%. В крупных городах, где к услугам ломбардов прибегает 7-15% населения, рост превышает 20%. В архангельских ломбардах тоже отмечают рост потока клиентов...
Стихийный наплыв
«Поток клиентов в ломбарды увеличивается стихийно. Не дали зарплату работникам предприятия - люди пошли брать кредиты, только выдали деньги – они сразу же выкупают свои залоги, - говорит директор ООО «Романов Кредит» Вера ЗАГОСКИНА. - По январю сложно судить об увеличении числа залогов в связи с кризисом. С ноября по март всегда наблюдается увеличение потока клиентов, связанное с праздниками и затяжными каникулами. В марте - апреле люди уже принимаются активно выкупать залоги. В июне начинаются выпускные, отпуска, детские каникулы, и у нас снова увеличивается число клиентов».
Количество залогов в ломбардах «Романов Кредит» увеличилось примерно на 10%. «Но мы находимся не в центре города, и по нашим ломбардам объективно судить об изменениях на рынке нельзя, возможно, в более оживленных местах эта цифра может быть и больше», - отмечает Вера Загоскина.
Торги или выкуп?
Примечательно, что в очередь к «окошку» становятся не только малообеспеченные, но и вполне состоятельные граждане, которые также нуждуются в займах.
Дело в том, что свои вещи люди закладывают лишь в том случае, когда с оптимизмом смотрят в будущее и рассчитывают, что смогут их выкупить. На этом, собственно, и зарабатывают ломбарды. Если же оптимизм клиентов не оправдывается, и возможности выкупить изделие нет, то рентабельность ломбарда снижается.
«Мы были организованы как специализированное предприятие, которое выдает займы под залог ювелирных изделий и получает прибыль с процентов. В нашей работе главное, чтобы клиент выкупал свое изделие, которое заложил. Иначе он больше не придет к нам. Мы потеряем клиента, а вместе с ним и часть наших доходов», - поясняет Вера Загоскина.
Подводные камни
По информации Лиги ломбардов, цены на золото, от которых зависят цены на ювелирные изделия, «живут своей жизнью», зависящей от многочисленных параметров, и очень трудно прогнозируемы. Однако их годовые колебания редко превосходят ±15%. С учётом того, что в цене изделия стоимость драгметалла - отнюдь не «вся цена», эти колебания ещё меньше, а значит, рублевая цена изделия сильнее всего зависит от курса национальной валюты.
В условиях кризиса уже видно, что цена на драгметаллы постепенно увеличивается, а это значит, что повышается и залоговая стоимость золота в ломбардах. Для того, чтобы не потерять свою клиентскую базу, у ломбардов должно быть достаточно денежных средств, чтобы удовлетворить все увеличивающиеся потребности в займах у населения. А если учитывать тот факт, что в период экономических катаклизмов уменьшается платежеспособность населения, задерживается или не выдается зарплата и у клиентов остается меньше шансов выкупить свое изделие, то ломбарды подстерегает другая опасность - затоваривание золотом. В итоге значительная часть оборотных средств ломбарда оказывается замороженной.
Ломбарды по-русски
Не все ломбарды работают в классическом варианте – кредитование населения под залог имущества, в данном случае – ювелирных украшений. Для того чтобы не ждать последующего выкупа, некоторые «кредиторы» вводят в заблуждение население вывеской «ломбард» и занимаются только скупкой золота без выкупа и немедленно его реализуют. Это выгоднее в плане ведения бизнеса – не надо замораживать средства, тратиться на страховку, охрану и подготовку к торгам.
«Проверяющие органы должны отслеживать такие «ломбарды». Мы же не имеем права сразу выставлять изделие на торги. Наши ломбарды выдают кредит на месяц, но по закону мы должны предоставить клиенту, не выкупившему залог в срок, еще один льготный месяц. Это приводит не только к дополнительным затратам по этому залогу, но и к замораживанию средств», - поясняет Вера Загоскина.
Казалось бы, в этих условиях становится прогнозируемой увеличение процентной ставки по кредитам. Но ломбарды не спешат повышать процент. В условиях конкуренции клиенты могут поменять ломбард на более выгодный или же просто не смогут выкупить свой залог, что также не в интересах кредиторов.
Процентная ставка, выставляемая по кредитам в ломбардах, по Архангельску варьируется от 12% до 30% в месяц.
«В наших ломбардах средняя процентная ставка составляет 19,5%. Мы ее не увеличивали с 2003 года. Если поднять процент, то люди просто не смогут выкупить свой залог, а нам это невыгодно. Но благодаря росту цен на золото, у нас увеличилась залоговая стоимость с 300-350 до 400-450 рублей за грамм золота 585 пробы. Так как процент насчитываются от суммы кредита, то и прибыль у нас, соответственно, больше», - говорит Вера Загоскина.
С одной стороны, кризис спровоцировал большее количество обращений людей в ломбарды. С другой — снизил платежеспособность клиентов, которые не способны в последующем выкупить свой залог. Это приводит к затовариванию золотом и сокращению денежного оборота, что вызывает тревогу у кредиторов. Но, как считают эксперты Лиги ломбардов, рано или поздно пик кризиса пройдет.
В результате вместо обесцененной бумаги у ломбарда останется золотой запас, который в период выхода из кризиса окажется востребованным, как населением, которое предпочтёт покупать ювелирные изделия не в магазине, а там, где дешевле, так и ювелирами для последующей переплавки золотых украшений.
Фото Алексея Липницкого.