София ГАМИЛОВСКАЯ. Фото Анастасии Незговоровой и из архива Алёны Малыгиной | 25.05.2023 14:11:18
Как найти себя, если вокруг куча рутинной и малоинтересной работы, а то, что действительно увлекает, – хобби, которым ты занимаешься даже в перерывах прямо на своём рабочем месте? В свободное время дошиваешь заказы, и вдруг однажды, как в стоп-кадре из фильма, осеняет: вот оно, дело всей жизни!
Архангельский дизайнер Алёна МАЛЫГИНА рассказала «БК» о том, как всё начиналось, об участии в Московской неделе моды и мечте о собственном шоуруме.
«Шить я начала с детства по примеру мамы. Ещё в пятом классе сшила первую сумку из старых джинсов, а с 7-9‑го класса уже начала переделывать одежду – подшивать, урезать, исправлять. Со временем появились карманные деньги. Я стала их откладывать на ткани, которые мы заказывали тоже вместе с мамой. Моим первым платьем были, по сути, два куска ткани, сшитые одним швом на старой ручной машинке. Потом захотелось делать более интересные вещи. Искала идеи в книгах, интернете. Постепенно начала шить друзьям, дальше – их друзьям, и так потихонечку понеслось…» – вспоминает Алёна Малыгина.
Образования по специальности у дизайнера нет, она окончила Высшую школу делового администрирования и после вуза пошла работать в сферу рекламы.
«Мы продавали уже готовые продукты и ничего не придумывали сами. Я же в свободное время прямо на рабочем месте доделывала заказы, которые могла взять с собой. И однажды случилось прямо как в фильме: сижу, подшиваю какую‑то вещь и вдруг понимаю – вот оно! Нужно попробовать. Решила открыть мастерскую. Бытовые швейные машинки на тот момент я уже купила», – продолжает Алёна.
Своя мастерская у швеи появилась не сразу. Сначала это был маленький уголок, потом комнатка в девять квадратных метров, потом помещение побольше и только после этого Алёна переехала в свою мастерскую в Молодёжный центр.
«Из ниоткуда и отовсюду»
«Я черпаю вдохновение из ниоткуда и отовсюду. Идеи рождаются одна за другой. И этот процесс не останавливается никогда. Блокнотом пользуюсь очень редко: мне просто скучно потом перечитывать то, что успела записать. Интереснее сразу прийти в мастерскую и начать реализовывать задуманное. Как правило, к этому времени у меня в голове уже несколько вариантов новой вещи. А конечного результата нет. Примерно представляю, что это должно быть, но детали добавляю в самом конце – могу, скажем, поменять рукава, убрать длину», – поясняет дизайнер.
Недавно Алёна Малыгина представляла наш регион на Московской неделе моды. Туда она привезла коллекцию одежды с аутентичными северными оттенками и аксессуары с авторскими тканевыми аппликациями. Эта поездка оказалась удачной и помогла дизайнеру посмотреть на созданные вещи под другим углом.
«У меня никогда не было потребности использовать именно северные мотивы – сейчас таких предложений много. Я просто делаю эстетически красивые вещи. Однако в Москве познакомилась с ребятами-дизайнерами, которые сказали, что «северный налёт» на моих вещах всё равно присутствует, стремлюсь я к этому или нет. Думаю, тут срабатывает насмотренность: природа, близость моря, старинные здания… Для меня это огромный комплекс впечатлений, поглощающий целиком», – говорит Алёна.
Московская неделя моды вдохновила художника одежды на создание новых экстравагантных изделий. Их разобрали сразу же, с витрины, а организаторы заметили, что работы Алёны притягивает взгляд из-за неординарности идей. Теперь она очень надеется, что сможет найти своего «сумасшедшего» покупателя, который будет готов брать такие смелые вещи и в Архангельске.
Утрировать или сгладить?
«С простыми заказами ко мне редко обращаются. В основном это индивидуальный пошив, небольшие коллекции или образцы, которые создаются для того, чтобы мы с клиентом решали – утрировать ещё больше какие‑то детали или сгладить. Мне, конечно, нравится создавать что‑то утрированное, но в первую очередь ориентируюсь на заказчика. Периодически занимаюсь также созданием декораций, что очень увлекает, шью костюмы для тематических вечеринок, платья-трансформеры, наряды для невест. Да, часто приходят девушки, у которых скоро свадьба: обычно они видят только силуэт своего будущего платья, поэтому мы вместе выбираем ткань, меняем концепцию, добавляем детали прямо в ходе работы», – продолжает мастерица.
Сроки изготовления всегда разные, при этом на выполнение индивидуальных заказов Алёна всегда старается уделить максимум времени, чтобы порадовать заказчика результатом.
Закупка материала чаще происходит оптом, что и удобно, и выгодно. Хорошая ткань стоит дорого, но всегда окупается в процессе носки.
«Такой вывод я сделала давно. Когда начинаешь разбираться, чувствуешь прямо на ощупь, из чего удобнее шить. А ведь было так, что шила из ткани, от которой окрашивались не только руки, но и пластик на машинке. Когда делаешь интересную вещь, конечно, хочется, чтобы она как можно дольше прожила. Хорошим составом обладают не просто, скажем, итальянские, но брендовые ткани. У меня были клиентки, которые заказывали ткани Prada, Dior. Индивидуальный заказ подразумевает налаживание коммуникации с клиентом, на что также уходит много сил и времени. И ни один из этих процессов нельзя пускать на самотёк по принципу «будь как будет». Иногда мне кажется, что я переживаю куда больше, чем мои заказчики», – улыбается Алёна.
«Не одна бы, а пять…»
«Раньше у меня не было графика, могла уйти с работы и после 12 ночи. Сейчас пытаюсь его себе создать: работать по будням до шести и брать выходной хотя бы в воскресенье. Но времени всё равно не хватает. Мечтаю открыть свой шоурум, но отшить размерный ряд безумно сложно. Обычно происходит так: шью вещь, вывешиваю её в мастерской, приходит постоянный клиент и говорит: «О! Это то, что мне нужно!» И это может продолжаться бесконечно. Иногда кажется, что если бы меня было штук пять, то я бы всё успела. Сейчас взяла помощницу, которая делает аппликации, но они идут для продажи или образцов. Индивидуальные заказы всё так же выполняю сама. Вторая помощница вырезает и сшивает выкройки», – добавляет Алёна.
Кстати, у неё есть несколько мастер-классов для тех, кто вообще не умеет пользоваться машинкой, но хочет создать свою аппликацию или сшить ободок, шоппер и даже свитшот.
«А шьёте ли вы что‑то для себя?», – спросила я свою собеседницу.
«Хочется, но одежда для себя почему‑то даётся сложно. Проблематично даже банально подогнать длину изделия. Мне нравится покупать вещи и перешивать. В масс-маркетах встречаются неудачные ткани, но если материал хороший и я понимаю, что буду долго носить эту вещь, то скорее всего возьму. Кроме того, хожу по всяким секонд-хендам, комиссионкам, нахожу брендовые вещи и перешиваю под себя. Часто с этой целью беру и неизвестные марки, которые мне нравятся по качеству материала», -рассказывает Алёна Малыгина.
Сейчас творчество дизайнера представлено у неё в мастерской, в магазине «Птица счастья», в цветочной мастерской «Балкон» и иногда в магазине «Твоя полка». Алёна очень верит, что сможет найти время и всё же открыть свой шоурум, несмотря на то, что уже начинается свадебный сезон, а скоро – фестиваль «Белый июнь», в котором она обязательно примет участие.