Алина РОМАШОВА. Фото Алексея Липницкого и из личного архива Татьяны Самусевой | 28.03.2023 13:48:01
Вот уже три года архангелогородка Татьяна САМУСЕВА шьёт на дому одежду для всей своей семьи и на заказ, при этом стремясь к качеству люкс. Швея рассказала «Бизнес-классу» о том, как оставила госслужбу и открыла свою мастерскую, чем интересен социальный контракт и почему желание делать уникальные вещи порой приходится сочетать с услугами обычного ателье.
Ещё во время учёбы в техникуме по строительной специальности один швейный салон предлагал Татьяне Самусевой работу – шить шторы. Но тогда девушка не хотела сворачивать со «строительного пути». Только сейчас она признаётся, что если бы согласилась, профессиональное отношение к шитью настигло бы её гораздо раньше.
Как хобби шитьё сопровождало Татьяну с детства. «Машинка была дома, наверное, всю мою жизнь, – вспоминает она. – Я относилась к ней как к игрушке, шила куклам одежду. Поворотным стал 2020 год…»
Он запомнился мастерице не только пандемией: когда шила домик ежу, машинка сломалась. Поэтому тут же было принято решение купить новую. Это маленькое событие стало для Татьяны большим импульсом к развитию швейного мастерства. Увлекшись, она начала покупать интернет-курсы по пошиву нижнего белья, одежды. Причём учиться в Интернете такому прикладному, по сути, делу было ничуть не сложнее, чем оффлайн. Многое давалось даже слишком просто.
Сберечь семейный бюджет
В 2021 году Татьяна приняла решение уйти с работы.
«Я просто не успевала шить! Однажды не успела сделать собственному ребёнку костюм к первому сентября и очень расстроилась. А так как моя работа, хоть и на госслужбе, не предполагала высокой зарплаты, терять было особо нечего. Муж спокойно одобрил моё решение сидеть дома и заниматься шитьём», – рассказывает Татьяна.
А вот некоторые коллеги недоумевали, убеждали Татьяну в необходимости обязательно иметь стабильный заработок. Но намерение заняться любимым делом оказалось сильнее.
Поначалу Татьяна одела всю семью, потом стали поступать коммерческие заказы на базовые предметы гардероба. Если первые вещи были «сшиты, чтобы сшить» и часто вообще ни с чем не сочетались, то со временем стало ясно: продумывать образы надо наперёд.
«Стараюсь развивать в себе дизайнерские качества. Потому что часто заказчики хотят не какую‑то конкретную вещь, а просят совета. Хочешь не хочешь, приходится быть в теме», – поясняет собеседница «БК».
В 2022 году Татьяна окончила ещё один курс, который перевернул её понимание своей новой профессии.
«Нам показали, как делать люксовые вещи. Мы как будто замедлялись, делали всё очень качественно. Отрабатывали пошив плаща-тренча, который в Москве спокойно продали бы и за 50-100 тысяч рублей. И я подумала: ну ничего себе, разве можно шить и получать такие деньги?» – продолжает Татьяна.
После завершения курса её изделия стали совершенно другими – с акцентом на высокое качество и внимание к деталям. Мастерица начала ценить своё время и тщательнее отбирать заказы.
Самая дорогая на сегодняшний день работа Татьяны – плащ за 30 тысяч рублей, который она шила месяц. Хотя чаще всего заказывают трикотаж. Брюки у мастерицы, к примеру, могут стоить от 2000 рублей, толстовка – от 3000.
«Мне проще отказаться от заказа вообще, чем взять его за копейки», – объясняет Татьяна.
Шить по контракту
Важным для Татьяны Самусевой стало участие в швейном сообществе. Появилась возможность на «швейных завтраках» обсуждать с такими же мастерицами разные проблемы ремесла. На одной из таких встреч женщины разговорились о социальном контракте, и Татьяна решила рискнуть. Напомним, что социальный контракт – сравнительно новая практика финансовой поддержки, в том числе и начинающих предпринимателей.
Минувшей осенью Татьяна оформила такой контракт на год: за это время она должна развить свою группу в соцсети и выйти на стабильный заработок.
«В моей смете было пять пунктов: парогенератор, манекен и три машинки. Это облегчит мне работу и позволит делать большее количество вещей. На оборудование мне выделили триста тысяч рублей», – уточняет Татьяна.
В мечтах – сконцентрироваться на узкой нише пошива одежды, к примеру, на нижнем белье. Тем более конкурентов в городе пока мало.
Сейчас Татьяна принимает заказы и на ремонт одежды, как это делают ателье, чтобы поддерживать уровень дохода. Это несколько ограничивает свободу творчества, но приносит неплохие деньги. Швея выезжает к заказчикам на дом, чтобы снять мерки и обговорить детали, потому что это сложно делать в её компактной мастерской.
«Социальный контракт заставил меня быть активнее. Условия получения денег надо выполнять», – отмечает мастерица.
Профессиональный взгляд
С тех пор, как Татьяна стала много шить сама, она начала обращать внимание на брак и некачественную одежду в магазинах. Кстати, к ней нередко приходят за помощью – исправить вещь из масс-маркета. В такие моменты особенно радостно, что умеешь шить.
Двенадцатилетнему сыну носить покупные вещи Татьяна, конечно, не запрещает. Но иногда он сам понимает, что одежда от мамы комфортнее.
«Недавно заказали ему кофту в одном большом интернет-магазине. Но сын недолго её проносил – это была синтетика, неприятная к телу. Придираться к пошиву я даже не стала», – улыбается Татьяна.
Сама мастерица к материалам относится очень трепетно, обычно заказывает их в шоурумах из других городов, но и в Архангельске закупается тканями и нитками. Говорит, что магазинов с материалами неплохого качества в нашем городе достаточно.
К слову, в «швейном клубе» она до сих пор состоит. Конкурентками женщины друг друга не считают. Как объясняет Татьяна, интересы мастериц настолько обширны, что соревноваться просто нет смысла. К тому же их мастерские расположены в разных районах Архангельска.
Как говорит Татьяна Самусева, буквально недавно она поняла, что прислушаться к себе нужно было намного раньше.
«У меня была нелюбимая работа, а теперь проснулась – и уже на работе. Любимой. Хочется узнаваемости: быть не просто швеёй, которая шьёт всё-всё, чем я сейчас занимаюсь, а делать что‑то уникальное», – заключает наша собеседница.