Беседовала Татьяна ЛАВРОВА | 07.06.2019 11:56:44
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Мы беседуем с начальником инспекции, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Татьяной МАРДАНОВОЙ..
- Татьяна Викторовна, в чем суть произошедших с 1 апреля изменений?
- Преобразование структуры территориальных органов связано с администрированием крупнейших налогоплательщиков специализированными Межрегиональными инспекциями Федеральной налоговой службы.
Сейчас все организационно-штатные мероприятия закончены. Контрольная работа продолжается. В 1 квартале 2019 года инспекцией дополнительно начислено в бюджет и внебюджетные фонды платежей в общей сумме 63,2 млн. руб., в том числе 90,5% - по выездным проверкам. .
- Как инспекция - уже в новом статусе - продолжает участвовать в реализации отраслевых проектов ФНС России?
- Отраслевые проекты реализуются ФНС России в рамках разработанной концепции Системы управления поведением налогоплательщиков, Ее цель - плавный переход от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках, не допуская при этом получения конкурентного преимущества за счет уклонения от уплаты налогов.
Так, в Архангельской области продолжается реализация проекта по «обелению» лесной отрасли. В 2018 году 8 крупнейших организаций лесопромышленного комплекса Архангельской области заключили добровольное общественное соглашение о противодействии незаконным действиям на рынке лесопродукции и подписали Хартию в сфере оборота древесины.
По состоянию на 30 апреля 2019 года в реестр организаций, подписавших Хартию, включены уже 15 организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оборота лесопродукции на территории Архангельской области.
К Хартии могут присоединиться все предприниматели, компании и организации, ведущие бизнес в лесной отрасли и принимающие правила ведения прозрачного бизнеса. Срок присоединения к Хартии новых участников не ограничен.
- Какие меры принимаются для выявления и сокращения теневого сектора в лесной отрасли экономики?
- Активная и углубленная работа с поставщиками лесопродукции ведется в инспекции с 2015 года. Именно в 2015 году ФНС России создан единый центр обработки данных для консолидации, обработки, анализа и хранения всей электронной налоговой информации в одной точке. Все декларации по НДС, а значит, и все счета-фактуры, попадают в общероссийскую базу.
Автоматизированная система камерального контроля по налогу на добавленную стоимость, программный комплекс «АСК НДС-2» проводит сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара, работы или услуги в автоматическом режиме.
Система уплаты налога на добавленную стоимость предполагает, что в случаях, когда налогоплательщик приобретает товары, работы или услуги у контрагента и принимает НДС к вычету, он отражает этот НДС в книге покупок. Контрагент должен отразить эту же сумму НДС в книге продаж. Данные налогового учета у налогоплательщика и у контрагента по такой операции должны сходиться. Если есть расхождения в отражении НДС у сторон сделки, то они выявляются при представлении деклараций в электронном виде. Причем такие расхождения видны по всей цепочке контрагентов - между налогоплательщиком и его поставщиком, поставщиком поставщика и т.д. Если в данной цепочке организаций есть недобросовестный налогоплательщик, который уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС, он обязательно будет выявлен.
- Какие ещё источники используются для проверки выявленных цепочек контрагентов?
- Для отработки полученной информации анализируются сведения, размещенные в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. В ЕГАИС древесины и сделок с ней содержится полная информация о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих заготовку древесины или совершивших сделки с древесиной, декларациях о сделках с древесиной, о фактическом объеме полученной древесины и другая.
Обобщаются сведения, предоставленные органами исполнительной и законодательной власти. Так, во исполнение Закона Архангельской области от 24.06.2009 № 38-4-ОЗ в пунктах приема и отгрузки древесины каждый факт передачи, приема, вывоза юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем принадлежащей им древесины, фиксируется в специальных журналах, которые тоже анализируются налоговым органом.
Используются данные из открытых источников – это средства массовой информации, специализированные информационно-аналитические системы «Контур-Фокус», «KARTOTEKA.RU», «СПАРК-ИНТЕРФАКС», официальные сайты органов исполнительной власти и организаций, из которых можно составить общее представление о бизнесе налогоплательщиков.
Вся полученная информация сопоставляется со сведениями в ПК «АСК НДС-2».
- Татьяна Викторовна, к каким конкретным результаты это приводит?
- Информация в отношении всех установленных поставщиков направляется в адрес крупнейших предприятий лесопромышленного комплекса региона для проведения самостоятельной оценки рисков и усиления системы внутреннего контроля при выборе поставщиков лесопродукции.
Это позволило предотвратить часть налоговых правонарушений и дало свои положительные результаты.
Заключение в 2018-2019 гг. прямых договоров с лесозаготовителями обеспечило снижение цены приобретения лесопродукции от 2 до 20% за кубический метр.
В целом по Архангельской области при общем увеличении объемов закупки древесины наблюдается снижение налоговых вычетов по НДС, увеличение в 1 квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года почти в 1,33 раза налоговой базы по НДС и увеличение суммы налога к уплате в бюджет. Например, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет предприятиями только одного крупнейшего лесопромышленного холдинга за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличилась на 55 млн. руб. и составила почти 220 млн. рублей.
- Можете рассказать о наиболее характерных нарушениях?
- В ходе анализа деятельности одного из лесопромышленных холдингов инспекцией выявлены цепочки поставщиков с высоким налоговым риском. Инспекцией для отработки полученной информации проводился анализ движения денежных средств на расчетных счетах всей цепочки поставщиков, данная информация сопоставлялась с информацией, размещенной в ЕГАИС древесины и сделок с ней и в ПК «АСК НДС-2». Была выстроена цепочка от лесозаготовителя до переработчика.
При проведении контрольных мероприятий установлено, что реальным выгодоприобретателем в одной из цепочек поставщиков лесопродукции является общество с ограниченной ответственностью, которое использовало недобросовестную бизнес-модель, основанную на оформлении вымышленных фактов хозяйственной деятельности.
Целью включения фиктивных покупателей в цепочку поставок леса являлось искусственное занижение доходов и сохранение права на применение специального налогового режима, предусматривающего пониженную, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговую нагрузку.
Для выявления таких злоупотреблений контрольно-аналитическая работа будет усилена в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика, с целью получения или сохранения права на применение специального налогового режима.
Обращаю внимание налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, что законодательством о налогах и сборах предусмотрена возможность в добровольном порядке уточнить свои налоговые обязательства и при наличии оснований пересчитать подлежащие уплате налоги по общей системе налогообложения без применения налоговых санкций.
- Следующий этап работы по обелению лесной отрасли коснется непосредственно лесозаготовителей?
- Работа по созданию прозрачной контрольной среды в лесной отрасли будет продолжена среди всех участников оборота лесопродукции. При этом, считаю необходимым более широко проводить профилактику злоупотреблений налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса. И особое внимание, на мой взгляд, необходимо направить на информирование налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих специальные налоговые режимы, по вопросам корректного формирования налоговой базы и исчисления сумм налогов.
Федеральная налоговая служба предлагает широкий спектр способов информирования налогоплательщиков, позволяющий получать необходимую информацию по наиболее актуальным вопросам соблюдения налогового законодательства.
На официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Контрольная работа» размещена подробная информация о мероприятиях налогового контроля, а также о характерных нарушениях, выявляемых в ходе проведения выездных налоговых проверок.
Рекомендую всем налогоплательщикам ознакомиться с этим перечнем и самостоятельно проанализировать финансово-хозяйственную деятельность, чтобы снизить налоговые риски и самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства.