ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 06:10

Лес на экспорт - без посредников: из-за фирм-однодневок в ЛПК бюджет области теряет ежегодно около 3 млрд рублей


Рита ИЛЬИНА | 01.12.2017 22:46:28
Лес на экспорт - без посредников: из-за фирм-однодневок в ЛПК бюджет области теряет ежегодно около 3 млрд рублей

Лесная отрасль - одна из ключевых в формировании валового регионального продукта Архангельской области. К ЛПК относятся восемь крупнейших налогоплательщиков региона, у которых суммарная выручка от реализации товаров за 2016 год составила более 60 млрд рублей. В то же время лесной бизнес приносит бюджету меньше налогов, чем, например, сфера торговли.


Среди основных причин - возмещение НДС из бюджета по экспортным операциям, применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество, а также применение незаконных схем минимизации налогов за счет включения фирм-однодневок в цепочки взаимоотношений между лесозаготовителями и переработчиками (экспортерами) продукции. О том, какие шаги в связи с этим предпринимают налоговые органы, корреспонденту «БК» рассказала начальник Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и НАО, советник государственной гражданской службы России I класса Татьяна МАРДАНОВА.

mardanova_tv-2915.jpg- Татьяна Викторовна, с какими проблемами сталкиваются сотрудники инспекции при администрировании предприятий лесной отрасли?

- Наш регион располагает значительными лесосырьевыми ресурсами. Размер действующей расчетной лесосеки на 1 января 2017 года составляет 24,5 млн кубометров. В таких условиях бизнес в ЛПК активно развивается.

Архангельская область — один из ведущих лесопромышленных центров России - поставляет на рынки хвойные пиломатериалы, березовую фанеру, сульфатную беленую целлюлозу, картонно-бумажную продукцию различных видов, продукты лесохимии, древесные гранулы. Хозяйственную деятельность в лесной отрасли осуществляют восемь крупнейших налогоплательщиков региона, состоящих на учете в нашей инспекции.

К сожалению, как показывает практика проведения проверок, налогоплательщики используют различные схемы ухода от уплаты налогов. Наиболее распространенные из них - приобретение лесопродукции и оборудования по фиктивным документам, у «формальных» поставщиков, т.е. фактически не осуществляющих обязательств по сделке, а также реализация товара на экспорт по заниженной цене.

При проведении налогового контроля мы сотрудничаем с правоохранительными органами, в том числе с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Архангельской области, Федеральной таможенной службой, правительством области, Северо-Западным главным управлением Центробанка РФ и с другими ведомствами — если возникает такая необходимость.

Налоговые органы получают информацию о лесорубочных билетах, объемах древесины, отпускаемой лесопользователям по результатам лесных аукционов и конкурсов, освидетельствовании лесосек и о фактической вырубке леса.

Древесина заготавливается не только для нужд Архангельской области, но и является основным экспортным товаром. Почти 80 стран по всему миру импортируют северный лес на постоянной основе. Свыше 70% производимых пиломатериалов отгружается за пределы страны морским транспортом через порты Архангельска и Онеги, а также по железной дороге. Основные покупатели – европейские государства, страны ближнего зарубежья, Центральной и Юго-Восточной Азии.

- Каковы общие показатели контрольной работы инспекции?

- Контроль обоснованности возмещения НДС при экспортных операциях требует особого внимания. Операции по экспорту древесины и лесоматериалов проводят шесть крупнейших налогоплательщиков нашей области. За 2016 год они предъявили к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость на сумму более 2,5 млрд рублей, из них по результатам камеральных налоговых проверок отказано в возмещении 150,7 млн рублей. За 9 месяцев 2017 года эти цифры составили 2,1 млрд рублей и 104 млн рублей соответственно.

При проведении мероприятий налогового контроля инспекцией определяются участники схем формирования и использования мнимых источников налоговых вычетов в лесной отрасли – лесозаготовителей и оптовых перекупщиков, организаций-экспортеров и организаций-переработчиков, а также всех звеньев цепочки поставки леса. Информация о выявленных схемах незаконных вычетов по потенциальным выгодоприобретателям передается в другие территориальные налоговые органы.

- Наличие цепочек поставки продукции во взаимоотношениях лесозаготовителей и переработчиков - одна из актуальных тем налогового администрирования?

- Да, конечно. ФНС России внедрена, в частности, новая система контроля АСК НДС-2: благодаря ей все сделки стали прозрачными и налоговые органы могут выявлять всю цепочку незаконных схем.

Сегодня на рынке действуют поставщики-посредники, не несущие самостоятельно финансовых и иных рисков, имеющие минимальную налоговую нагрузку, в ряде случаев заведомо накапливающие кредиторскую задолженность для преднамеренного банкротства с дальнейшим созданием на их месте новых коммерческих структур, обеспечивающие документально сформированный налоговый вычет НДС, формально независимые от покупателей и поставщиков-производителей.

Основная задача этих посредников заключается в транзитном перечислении денежных средств с учетом НДС от экспортеров либо потребителей лесопродукции в адрес организаций-заготовителей, а также индивидуальных предпринимателей — в качестве оплаты за заготовку и первичную переработку, но уже без учета НДС. Избежать уплаты НДС и получить необоснованную налоговую выгоду некоторые налогоплательщики пытаются, манипулируя денежными средствами в виде предоставления кредитов, ссуд, займов, особенно в случае, когда они выдаются взаимозависимым лицам или внутри группы компаний.

НДС является косвенным налогом, то есть включается в стоимость реализуемой продукции и перекладывается на покупателя. Посредники не в состоянии в полном объеме заплатить этот налог, так как стоимость продукции при транзитном перечислении денежных средств практически не изменяется, что свидетельствует об убыточности данной деятельности с точки зрения последующего налогообложения.

Учитывая, что в настоящее время доля лесозаготовителей, применяющих общую систему налогообложения, т. е. уплачивающих НДС в бюджетную систему РФ, минимальна, это позволяет участникам рынка пользоваться услугами посредников при закупке лесопродукции. В результате экспортеры либо потребители лесопродукции получают необоснованную «скидку» в размере до 18% от стоимости приобретенной продукции (ставка НДС), которая компенсируется за счет средств федерального бюджета в виде возмещения сумм налога либо необоснованного увеличения налогового вычета, приводящего к неполной уплате НДС в бюджет.

Сложившаяся ситуация не позволяет экспортерам, не желающим становиться косвенными участниками подобных схем, напрямую приобретать продукцию у заготовителей, так как посредники за счет неполной уплаты налога в бюджет имеют необоснованное конкурентное преимущество и предлагают производителям более выгодные цены. Часть неуплаченного НДС поступает лесозаготовителям в виде оплаты за продукцию, а оставшаяся часть остается бенефициарам — посредникам.

- Что предпринимается для решения этой проблемы?

- Необходимо сделать оборот лесопродукции прозрачным, что позволит минимизировать риск бюджетных потерь.

Наиболее предпочтительными вариантами являются: продукция, которая реализуется на рынке без учета НДС, а приобретена по прямым договорам с заготовителями, применяющими УСН, без учета НДС или с посредниками без учета НДС, по агентским договорам с посредниками без учета НДС; продукция, которая реализуется на рынке с учетом НДС, приобретенная по прямым договорам с лесозаготовителями, применяющими ОСНО, по прямым договорам купли-продажи с учетом НДС между самими экспортерами (переработчиками).

Сейчас налоговые органы могут выступить гарантом реализации проекта по очищению лесного рынка от незаконных схем возмещения НДС. В Архангельской области для этого создан координационный совет. Речь идет об обеспечении прозрачности оборота лесопродукции и минимизации риска бюджетных потерь за счет исключения из цепочек поставки продукции поставщиков-посредников.

Основной целью проекта является побуждение налогоплательщиков отрасли к созданию «Сообщества Лесников» для перехода на прямые взаимоотношения заготовителей и переработчиков (экспортеров) продукции.

Эти меры являются продолжением проводимой с 2015 года работы по моделированию поведения налогоплательщиков в наиболее высокорисковых отраслях экономики. Действующая сейчас система управления поведением налогоплательщиков уже показала свою эффективность. Суть подхода в том, чтобы перейти от практики проверок отдельных лиц к работе с отраслями. Результатом стал рост налоговых платежей и отказ предпринимателей от непрозрачных бизнес-процессов.

В Архангельской области мы призываем всех лесопромышленников и лесоэкспортеров, тружеников предприятий ЛПК, всех, кто осуждает любую незаконную деятельность, основываясь на своих гражданских и социальных позициях, а также на экономических расчетах, присоединиться к «Сообществу Лесников» и переходить на прямые взаимоотношения лесозаготовителей и переработчиков (экспортеров) продукции, исключая искусственно созданные структуры и формальных посредников.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей