Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото vk.com/szd_official, vk.com/ao_ilim_group, vk.com/pkptitan, aosd.ru и из архива редакции | 29.10.2024 11:52:09
Перспективы развития лесной отрасли обсудили на расширенном заседании комитета Архангельского областного Собрания по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии. Депутаты, представители профильных министерств правительства региона и крупнейших предприятий вновь встретились, чтобы «сверить часы», обозначить актуальные проблемы и наметить пути их решения. Как отмечают лесопромышленники, трудностей меньше не становится.
Восточный полигон продолжает сбоить
В последнее время обострились проблемы с перевозкой продукции ЛПК железнодорожным транспортом. Как напомнил заместитель министра транспорта Архангельской области Юрий ПОПОВ, с 2022 года кардинально изменилась логистика поставок, и теперь все лесные грузы идут с запада на восток.
«На наш взгляд, основная проблема – низкая пропускная способность восточного полигона железных дорог. Многие станции, особенно на границе с Казахстаном и Китаем, перегружены. Бывает, что объявляют конвенции, которыми приостанавливается движение грузовых поездов», – уточнил Юрий Владимирович.
Из-за этого затягиваются сроки доставки продукции. Подвижного состава не хватает, отправляемые вагоны и платформы бросают в пути, и они долгое время не могут дойти до грузоотправителя или грузополучателя. Всё это ведёт к росту издержек у предприятий.
«В конце августа – начале сентября ситуация резко ухудшилась: значительная часть грузового парка, предназначенного для перевозок круглого леса, не едет (от слова совсем). Компании, предоставляющие подвижной состав в аренду, с начала года повысили плату на 25-30%, в некоторых случаях – более чем на 50%, – отметил в начале заседания Александр ДЯТЛОВ, председатель комитета областного Собрания по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии. – Тарифы РЖД растут каждый год на 8-10%, а объёмы перевозок лесных грузов снижаются: за последние годы они уменьшились более чем на 20%. В 2025 году РЖД вновь планирует увеличить провозной тариф. Если ситуация в ближайшее время не изменится, негативных последствий не избежать. Объёмы реализации упадут, как и выручка, и компаниям придётся оптимизировать свои расходы».
Чтобы повлиять на ситуацию, предлагается направить обращение в адрес РЖД и федерального министерства природных ресурсов и экологии о необходимости корректировки тарифов для лесопромышленников Северо-Запада. Ранее подобная практика уже была – для производств ряда территорий применялся понижающий коэффициент.
«Ситуация в отрасли остаётся стабильно напряжённой, но в целом наше предприятие работает, загрузка составляет 100%, – рассказал директор по связям с органами государственной власти и местного самоуправления Группы «Илим» Сергей БЕРЕЗИН. – Нас тоже затронули логистические трудности. Вопрос, связанный с ростом тарифа, безусловно, важен. Необходимо чётко сформулировать предложение и направить обращение с просьбой снизить тариф либо вернуться к применению понижающих коэффициентов».
Без дорог и на мели
Логистические проблемы с вывозом леса существуют и внутри региона. По-прежнему не решён вопрос с лесными дорогами. Действующее законодательство даёт лесопользователям право на создание дорог, однако ограничивает такую возможность лишь пределами предоставленных им участков. Это осложняет вывоз леса с делянок.
«Существуют проблемы согласования проезда через особо охраняемые территории. Решить их могло бы принятие законопроекта о лесных дорогах. Архангельской области нужно вернуться к этому вопросу и пробивать принятие решения на федеральном уровне», – считает директор по хозяйству ООО ПКП «Титан» Сергей ШЕВЕЛЕВ.
При этом объёмы лесозаготовки в регионе несколько снизились. Как сообщила заместитель министра природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Ирина ПАНАСЕЧКИНА, за первое полугодие 2024 года заготовлено 5,9 млн кубометров древесины – это меньше аналогичного показателя 2023 года на 0,7 миллиона. Ожидается, что по итогам года объёмы заготовки составят 12-13 млн кубометров.
Ещё одна проблема связана с аномально низкими уровнями воды этим летом, что осложнило отправку леса по рекам. Загрузка барж была неполной.
«Претензии минтрансу в данном случае высказывать сложно, ведь дноуглубительные работы на Северной Двине были выполнены в полном объёме», – отметил депутат областного Собрания, директор по лесозаготовительной деятельности ООО ПКП «Титан» Альберт ПЕСТОВ.
Тем не менее обмеление рек уже не первый год сказывается на перевозках леса водой. А значит – нужно привлекать дополнительные средства для проведения дноуглубления, как минимум на самых востребованных участках. Одним из вариантов решения проблемы может стать проведение этих работ в рамках государственно-частного партнёрства.
Без мер поддержки
Участники совещания не оставили без внимания и меры поддержки ЛПК, которые действовали в прошлые годы.
«Комплекс мер поддержки предприятий ЛПК, одобренных Президентом России и принятых на федеральном уровне, позволил нашим предприятиям перестроить логистические цепочки и удержать производственные показатели в 2023 году практически на уровне 2022 года, не допустив значительных падений», – подчеркнула Ирина Панасечкина.
Однако некоторые виды продукции ЛПК всё ещё остаются в «минусах». По сравнению с 2021 годом снизился объём промышленного производства пиломатериалов, фанеры. Хуже всего ситуация с пеллетами, объём выпуска которых упал почти в три раза. Это обусловлено закрытием традиционных рынков сбыта и слишком дорогой логистикой для перенаправления продукции в другие регионы. В связи с этим участники совещания предложили вернуться к выделению адресной субсидии на перевозку пеллет.
Также лесопромышленники высказались за продление мер господдержки по транспортировке продукции ЛПК через морские порты Северо-Западного федерального округа.
«В 2023 году такой возможностью воспользовались восемь предприятий региона, общая сумма полученной компенсации составила 738,4 млн рублей. Это позволило отгрузить через морские порты СЗФО от 60% до 80% продукции на экспорт», – уточнила заместитель министра природных ресурсов и ЛПК Архангельской области.
Однако в этом году субсидирование отправок через порты СЗФО отсутствует: это усугубляет ситуацию с увеличением транспортных расходов при экспорте продукции. Поэтому вопрос продления этой меры поддержки остаётся актуальным.
«Проблемы с логистикой обостряются. По железной дороге в восточном направлении поезда согласуются плохо, да и это не гарантирует отправку. Для предприятий нашего региона было бы логично отгружать свою продукцию через порты Архангельск или Санкт-Петербург. Но для этого нужна субсидия», – считает генеральный директор ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрий КРЫЛОВ.
Система с допнагрузкой
Ещё одна серьёзная проблема, о которой говорят эксперты, – это внедрение с 1 января 2025 года новой системы учёта древесины ФГИС-ЛК.
«Лесопромышленники будут обязаны отражать операции с древесиной в новой программе, а также оборудовать системами спутниковой навигации с автоматической передачей данных во ФГИС-ЛК всю свою технику, в том числе используемую для заготовок древесины, её погрузки и вывозки. Расходы предприятиям предстоят существенные. Стоимость одного комплекта составляет не менее 35 тысяч рублей», – пояснил Александр Дятлов.
К тому же за готовой продукцией зачастую приезжают машины из других стран, в которых не предусмотрена установка блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», а без них не будет работать ФГИС-ЛК. В итоге грузоотправители и перевозчики могут столкнуться с серьёзными штрафами – от 200 до 400 тысяч рублей, а также с конфискацией машин и продукции. Поэтому депутаты предлагают ввести мораторий на привлечение лесопользователей и перевозчиков к административной ответственности в связи с применением ФГИС-ЛК.
Кадровые вопросы
Ещё один фактор риска, о котором говорят практически все лесопромышленники, – нарастающий дефицит кадров. Это обусловлено падением объёмов заготовки и выпуска продукции в предыдущие периоды, а также ростом спроса на рабочие руки в других отраслях, например в судостроении.
«Самая важная проблема связана с нехваткой персонала, и она ощущается всё острее. Судя по всему, пришла она к нам надолго и требует системных долгосрочных решений, – подчеркнул директор по связям с органами государственной власти и местного самоуправления Группы «Илим» Сергей Березин. – Здесь возможны разные подходы. Несомненно, нужно активнее поддерживать профессиональное обучение, а также рассматривать различные варианты привлечения трудовых ресурсов. Дефицит кадров становится для предприятий лесопромышленного комплекса серьёзным ограничением».
С Сергеем Викторовичем согласились все присутствующие. Гендиректор ООО «Регион-лес» Дмитрий ГВОЗДЕВ уточнил, что их предприятию не хватает работников средней квалификации, а директор по лесозаготовительной деятельности ООО ПКП «Титан» Альберт Пестов обратил внимание на недостаток водителей.
«Проблема с кадрами стоит достаточно остро: у нас постоянно «висят» более 120 вакансий. И даже высокие зарплаты не могу кардинально изменить ситуацию. Людей не устраивает график работы, и они уходят в другие сферы», – пояснил генеральный директор ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрий Крылов.
С ним согласился директор ООО «Форест» Андрей ЗАТЕЕВ: «Повышение зарплаты – и речь не только про ежегодную индексацию – не особенно влияет на желание людей оставаться работать на предприятиях лесопромышленного комплекса. А значит, текучка кадров будет продолжаться. На нашем предприятии костяк держится, а молодёжь уезжает в другие регионы. И одна из главных проблем, на которую молодые обращают внимание, – отсутствие учителей. «Нам негде учить детей», – говорят они. И семьи уезжают», – рассказал Андрей Викторович.
Также на заседании комитета обсуждались другие вопросы, связанные с реализацией пеллет, строительством в регионе 20 котельных, работающих на биотопливе, лесоустройством. Снова и снова звучала основная мысль: лесопромышленный комплекс так до конца и не восстановился, а значит, ему нужны дополнительные меры поддержки.
Цитата
Александр ДЯТЛОВ, председатель комитета областного Собрания по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии:
«Мы держим ситуацию в лесопромышленном комплексе на контроле, чтобы понимать, с какими трудностями сталкиваются предприятия. И сегодня представители ЛПК видят определённые сложности с внедрением с 1 января 2025 года ФГИС-ЛК. Все компании должны перейти на новую систему. Ранее нас заверяли в том, что это не повлечёт дополнительных финансовых расходов, но, как мы видим, год от года они только нарастают.
Кроме того, ухудшается ситуация с логистикой: подвижной состав вовремя не подаётся, вагоны бросают в пути. Несмотря на то, что платежи за перевозку грузов растут, услуга не предоставляется должным образом. Вывоз пиломатериалов и лесной продукции из Архангельской области снижается».