Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 03.12.2009 04:40:20
Ровно год назад в Архангельской области власть, бизнес и профсоюз подписали соглашение о совместных действиях по преодолению кризисных явлений в лесопромышленной отрасли. Чего удалось достичь, каких добиться результатов? Об итогах первого и, пожалуй, уникального для региональной экономики опыта консолидации усилий наш разговор с председателем совета директоров ОАО «Соломбальский ЦБК», доктором экономических наук, профессором, заслуженным экономистом РФ Александром ПЛАСТИНИНЫМ.
- Александр Викторович, опыт такого сотрудничества для поддержки отдельной отрасли экономики действительно уникален для России. Лесопромышленный комплекс является профильным в Архангельской области. Но в чем главная причина того, что на заре кризиса особое внимание было привлечено именно к ЛПК?
- Надо сказать, что многие лесопромышленники стараются придерживаться либеральных взглядов на экономику. Компании могут работать без поддержки государства, но когда речь идет о кризисе, бороться с ним лучше вместе.
Если брать лесной рынок, то он постоянно испытывает колебания по двум параметрам - физическому объему рынка и ценам. И лесные предприятия уже адаптированы к таким условиям. Когда происходит спад цен, компании кредитуются, затягивают пояса. На фазе подъема рынка, напротив, инвестиции направляются на развитие, модернизацию производства.
Но этот кризис, надо признать, оказался именно мировым экономическим кризисом. Не по отдельному виду продукции и не в одной стране, а в целом в мировой экономике произошел спад производства.
Предприятия целлюлозно-бумажной отрасли, которые ориентированы на мировой рынок, воздействие кризиса испытали на себе первыми. Кроме того, они его не только испытали, но и во многом предвидели. Ведь все крупные предприятия ЛПК работают по долгосрочным контрактам, и это дает возможность увидеть объемы предполагаемых продаж, а значит и показатели производства.
Осенью 2008 года, когда на предприятиях поняли, что спрос на продукцию начинает падать, а по сути прогнозировался обвал рынка, мы забили тревогу. Никому не нужно объяснять, что пагубные последствия кризиса напрямую отражаются не только на бизнесе, но и на доходных источниках бюджета, благосостоянии населения. А у многих компаний уже тогда были серьезные опасения в том, смогут ли они и впредь выплачивать заработную плату работникам и не допустить массовых сокращений.
И в этом случае вступает в силу интерес власти, задача которой обеспечивать социально-экономическое развитие региона.
Инициатором разработки соглашения выступила администрация Архангельской области в лице губернатора Ильи МИХАЛЬЧУКА, а от лесного сообщества - член Совета Федерации Николай ЛЬВОВ. При разработке соглашения, несомненно, большую организаторскую роль сыграл департамент лесного комплекса.
Соглашение было заключено между администрацией Архангельской области, Архангельским обкомом профсоюза работников лесных отраслей РФ и лесопромышленными предприятиями: ООО «УК «Соломбалалес», ООО ПКП «Титан», ОАО «Архангельский ЦБК», ЗАО «Архангельский фанерный завод», ООО «Кардинал», ООО «ХарвиСеверЛес», ОАО «Лесозавод № 2», ОАО «Архангельский ЛДК № 3». При этом было заявлено, что соглашение открыто и для других предприятий лесного комплекса.
- Какие обязательства по соглашению взяли на себя стороны?
- Региональная администрация обязалась использовать все имеющиеся у нее рычаги поддержки лесного бизнеса, включая действия не только на региональном, но и на федеральному уровне: госгарантии, совместное финансирование проектов (лесные дороги), субсидирование процентных ставок по кредитам, отсрочка обязательных платежей, ускорение сроков возврата НДС и другие.
Организация профсоюза работников лесных отраслей на период кризиса обязалась воздерживаться от коллективных акций и выступлений протеста, проводить разъяснительную работу в трудовых коллективах, все действия проводить в строгом соответствии с законодательством, в то же время отстаивая соблюдение прав работников.
Со своей стороны лесопромышленные предприятия обязались принимать исчерпывающие меры по предотвращению массовых увольнений работников трудовых коллективов, не допускать задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, реализовывать приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов согласно утвержденному календарному плану, по возможности приобретать товары и услуги на территории области, поддерживая местных производителей.
- Прошел год, и сейчас появилась возможность оценить результативность соглашения...
- Профсоюзы в целом выполнили свои обязательства. Единственное — мы не сошлись во мнении, в каком размере следует выплачивать работникам заработную плату во время простоя: 2/3 от тарифа или от размера средней зарплаты.
Профсоюз трактовал 157 статью Трудового кодекса таким образом, что простой происходит по вине работодателя. Мы же считаем, что кризис действительно оказался мировым и все проблемы произошли не по вине менеджеров. Как будет развиваться кризис, невозможно было предвидеть. Лично я не знаю ни одного человека, который мог бы похвастаться таким предвидением.
И хотя суд поддержал позицию профсоюза, никакой обиды, а тем более вражды, между нами нет. Каждая сторона вправе отстаивать свою позицию. И мы согласились с решением суда, которое выполняем.
Отрадно, что предприятия ЛПК старались не допускать массовых увольнений, выплата заработной платы производилась без задержек, исправно перечислялись налоги.
Пожалуй, самой эффективной, действенной мерой поддержки лесного бизнеса региональной властью стала рассрочка арендной платы за лесные участки. Кроме того, надо отдать должное, что правительство Архангельской области «пробивает» федеральное финансирование на строительство лесных дорог и субсидирование процентных ставок лесоэкспортерам. И это - реальная поддержка лесного бизнеса.
В целом, лесопромышленники высоко оценивают результативность трехстороннего соглашения, и я уверен, что эта идея может развиваться и далее.
- Почему не готовится аналогичное соглашение на 2010 год?
- Думаю, сейчас в нем нет особой необходимости. Кризис пошел на спад, таких проблем, как в конце 2008 года, уже нет, рынок стабилизировался. И нам очень хочется верить, что подобные глобальные потрясения лесного бизнеса остались в прошлом.
© Фото: Алексей Липницкий