Анна БЕЛЯЕВА | 05.02.2010 07:07:25
Четверо членов экипажа сухогруза Arctic Sea до сих пор не получили расчет за последний скандальный рейс, когда судно захватили пираты. Единственная возможность взыскать долг – подать в суд иск против Генпрокуратуры. Архангельские моряки намерены действовать именно таким образом.
По мнению руководства и юристов Северной региональной организации Российского профсоюза моряков, зарплату капитану, боцману, старшему и второму механикам Arctic Sea, которые долгое время оставались на судне, должно выплатить именно государство. Дело в том, что после вынесения решения об аресте судно перешло под юрисдикцию РФ, но часть экипажа продолжала на нем работать.
По словам юриста профсоюзной организации Игоря ТЕЛЯТЬЕВА, подавать в суд на владельца сухогруза в такой ситуации не имеет смысла. Он приводит такой пример: предположим, преступники захватили чужое имущество - автобус и
двоих водителей. Держали их год в плену, заставляя под дулами автоматов перевозить на автобусе краденные вещи.
Полиция государства обнаружила автобус и освободила людей, одного из них отпустила, а другого оставила поработать на этом автобусе, пока полиция будет проводить с ним следственные действия. Водителю полиция поручила отогнать автобус на экспертизу как вещественное доказательство по уголовному делу и так далее в течение двух месяцев.
«Как вы на месте работодателя водителей автобуса отнеслись бы к требованию человека, которого полиция оставила выполнять работу, выдать ему заработок за время после его освобождения из плена? – говорит Игорь Тельятьев. – Российский закон, также как и во всем цивилизованном мире, предусматривает, что если полиция обнаружила и изъяла у преступников похищенное ими имущество, то она или возвращает его собственнику или какое-то время хранит, например, в качестве вещественного доказательства. Но делает это за счет средств полиции. А если она привлекла кого-то к выполнению работы по хранению имущества до передачи собственнику, она должна заплатить за это тому лицу, которому поручила выполнение этой работы. Так говорит Конституционный суд РФ».
Срок подачи исков по взысканию зарплаты морякам истек 2 февраля, сообщил «Бизнес-классу» председатель регионального профсоюза моряков Александр КРАСНОШТАН. Он отмечает, что в принципе отказа от государства оплатить работу экипажа не было.
По мнению регионального профсоюза моряков, проблемы можно было избежать, если бы после освобождения судна от захватчиков между владельцем и российскими властями была достигнута договоренность о передаче корабля на ответственное хранение. В этом случае расходы, скорее всего, легли бы на судовладельца.
Изначально он планировал оплатить работу моряков за период добровольно-принудительного нахождения в плавании. Но компания Solchart от этой идеи отказалась: ремонт корабля обошелся более чем в 100 тысяч евро, финансовые претензии выдвинул и алжирский получатель груза.
Это далеко не единственный случай, когда моряки вынуждены защищать свои интересы в суде. По словам заместителя регионального профсоюза моряков Сергея ПОРТЕНКО, часто экипажи остаются без заработка по вине владельца судна. Были случаи, когда морякам находящегося в иностранном порту судна сообщалось, что заработок перечислен на банковские карты. Экипаж сдавал и покидал судно, а в банке выяснялось, что средства со счетов переведены обратно владельцу.
Тревожный сигнал поступил и с одного из судов пароходства. Экипаж земснаряда, находящегося в Калининграде, сообщил, что им отказываются оплачивать дополнительные работы по ремонту и техобслуживанию судна. Выполняя их, экипаж работал ежедневно на два часа больше. Профсоюз направил обращение в адрес гендиректора СМП с просьбой разобраться, почему отдел труда и заработной платы компании нарушает права моряков.
Фото: www.inosmi.ru