Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 31.08.2008 09:00:00
Архангельская область не в полной мере справляется с возложенными на неё полномочиями в области водных отношений, переданных ей в соответствии с новым Водным кодексом. Отныне предоставлением вод в пользование, охраной и предотвращением негативного воздействия на водные объекты, которые находятся в федеральной собственности, занимаются субъекты РФ.
Появившиеся у региона обязанности, которые раньше исполняла Федерация, требуют значительных финансовых затрат. Однако субвенций, которые получила область на эти цели, явно недостаточно. Вот и получается, что полномочия передали, а денег нет.
В 2007 году лимит финансирования на реализацию отдельных полномочий РФ в области водных отношений для Архангельской области был определен в размере 10,5 млн рублей, в 2008 году – 35,3 млн рублей (с учетом НАО). В 2009 году субъект получит 42,2 млн рублей, а на 2010 год установлен лимит финансирования в 48,5 млн рублей. После вступления в силу Водного кодекса, в Архангельской области установлены границы водоохранных зон на отдельных участках рек Северная Двина, Пинега и Печора. Однако проинформировать об этом общественность невозможно – на установку водоохранных знаков необходимы методические рекомендации и технические указания, которые в данный момент отсутствуют. Проведение водоохранных мероприятий тормозится и из-за того, что не проведено водохозяйственное районирование и не в полном объеме осуществлена инвентаризация.
«Севералмазу» не увеличивают лимит
Законодательные новации стали одной из причин отказа ОАО «Севералмаз» на увеличение лимита сброса карьерных вод в реку Золотицу. Об этом на заседании координационного совета по вопросам охраны окружающей среды при администрации Архангельской области сообщил консультант областного департамента природных ресурсов Геннадий МОЛОКОВ.
Дело в том, что лимиты по заборам и сбросам устанавливает Федерация. Пересматриваться они будут только в 2009 году. Поэтому необходимо искать внутренние резервы, перераспределяя лимиты среди предприятий.
По мнению заместителя руководителя Двинско-Печорского бассейнового водного управления Сергея НАГИБИНА, такая возможность есть. Фактически предприятия не используют в полном объеме выделенных лимитов. Так, по данным Двинско-Печорского БВУ, по фактическому использованию лимитов по забору воды запас составляет 70 млн кубов, по сбросу – 80 млн кубов.
Так, МУП «Водоканал» закрепил за собой 25% лимита в виде неучтенных расходов и потерь при возможном пределе 10%.На совещании было также отмечено, что в области по-прежнему остро стоит проблема несанкционированного сброса вод: на данный момент по Северной Двине зарегистрировано шесть таких мест, в частности, Архангельский ЦБК осуществляет сброс больший, чем установлено. «Понятно, что любая организация при определении лимита делает определенный запас. Но «Севералмаз» - крупное предприятие, которое развивается. Почему мы должны сдерживать одних, если другие не используют заявленные объемы? Мы не должны своим бездействием ставить «Севералмаз» в тяжелейшее положение», - заявил заместитель губернатора Архангельской области Александр ДАВИТИАШВИЛИ.
Однако, как заметил руководитель Росприроднадзора по Архангельской области Анатолий МИНЯЕВ, на реке Золотице нет никакого крупного предприятия, у которого можно было бы пересмотреть лимит сбросов в пользу Ломоносовского горно-обогатительного комбината. Но Александр Давитиашвили предложил обсудить этот вопрос на отдельном совещании и всё-таки попытаться перераспределить лимиты.
Кто займется причалами?
Архангельск может вскоре потерять все свои причальные сооружения, если проблемы, связанные с портом, не начнут решать незамедлительно.
«Чудом удалось спасти Красную пристань, на реконструкцию которой были выделены федеральные деньги, но до остальных причалов никому нет дела, - сокрушается руководитель управления Росприроднадзора по Архангельской области Анатолий Миняев. - Все говорят о необходимости появления нового порта в Архангельске, но и то, что имеется, сохранять в надлежащем виде не получается».Многие портовые сооружения требуют капитального ремонта, но пока остаются бесхозными. Северная Двина не уступает по значимости центральным городским дорогам. Но почему-то внимания ей уделяется значительно меньше, - считает Анатолий Миняев. - Мы говорим, что нам нужен новый район порта на о. Мудьюг, но давайте сначала посмотрим, что делается в существующих!».
На острове Кего причал разнесен на дрова, хотя имеется собственник. В Цигломени построили новые причалы, а старые не разобрали и оставили «болтаться». «В Мезени также есть портовые сооружения, которые никому не принадлежат, но используются АО «Мезенский порт», который на данный момент является банкротом и в аренду эти сооружения не берет, соответственно и содержать их в порядке не хочет, хотя эксплуатирует, - сообщил Миняев. – И таких примеров у нас в области много».
По словам Миняева, контролировать состояние причалов в Архангельском порту должна администрация морского порта и ФГУ «Росморпорт». Последнее, кстати, по законодательству обязано принимать на свой баланс бесхозные объекты. «Но за этим никто не следит, - утверждает Миняев. - В связи с перераспределением полномочий территория порта уйдет из нашего поля зрения, поэтому нужно всерьез задуматься о состоянии причалов. Областной департамент транспорта этим не занимается, мэрия Архангельска тоже. То, что будет нужно завтра, разрушается уже сейчас. А потом мы будем ждать денег на новый глубоководный район порта!».
«Лично у меня складывается ощущение, что никто этим вопросом просто не хочет заниматься», - подытожил Миняев. Анатолий Миняев обратил внимание и на забюрократизированность государственных и областных структур. «Водопользователи должны собирать немереное количество документов. Так, Группе «Илим» при оформлении пяти видов водопользования нужно только в один орган представить 12 отксерокопированных папок с необходимой документацией», - рассказал Миняев.
Руководитель Росприроднадзора также отметил, что есть ряд задач, поставленных перед регионом Водным кодексом, которые пока остаются без внимания. Особо это касается статьи 27, которая расписывает полномочия органов местного самоуправления.