Беседовал Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 09.08.2013 05:00:08
В период губернаторства Ильи МИХАЛЬЧУКА был упразднен комитет по рыбному хозяйству, но полтора года назад власти Архангельской области вспомнили о существовании знаковой для региона отрасли. В результате было создано агентство по рыбному хозяйству. Его руководитель Алексей КОРОТЕНКОВ рассказал «БК» о позиции областного правительства в отношении приватизации Архангельского тралфлота, создании в регионе мелкооптовой торговой сети для обеспечения сельской глубинки продукцией промысловиков и формировании рыбоводных участков для арендаторов.
– Алексей Анатольевич, сегодня вопрос дня - судьба Архангельского тралового флота, главного игрока отрасли. Не поздновато ли спохватились, воссоздав на областном уровне отраслевой регулятор, если ведущее предприятие вот-вот уйдет с молотка в частные руки, а значит, его активы, скорее всего будут выведены из области. Ведь не секрет, что инвесторов интересует не столько ОАО «АТФ», сколько его квоты на вылов рыбы…
– О том, что тралфлот уйдет из Архангельска, говорить преждевременно. Как уже сообщали СМИ, мы разработали проект акционерного соглашения, который, надеемся, будет учтен при продаже активов тралфлота. Напомню, что этот документ предполагает заключение договора с приобретателем АТФ, в соответствии с которым новый владелец обязуется передать нам одну обыкновенную акцию общества и будет ограничен на определенный срок в принятии некоторых решений по судьбе тралфлота. А именно: только с нашего согласия можно будет сменить юридическую и фактическую прописку предприятия, сократить штатную численность, продавать улов за пределы области и т.д.
– Вы серьезно считаете, что кто-то из претендентов на АТФ согласится на такие кабальные условия?
– У нас нет другого выхода: или мы делаем все, чтобы предприятие работало здесь, или смотрим, как его активы переводятся в другой порт и распродаются. Сейчас ждем решения федерального правительства о структуре приватизационной сделки по АТФ и сроке ее реализации. В то же время я абсолютно уверен, что тралфлот не может больше находиться в госсобственности. Для перевооружения флота и модернизации активов необходимы большие денежные вливания. Ясно, что без частных инвестиций эту проблему не решить.
Решение агентством ряда задач также напрямую зависит от присутствия тралфлота в области. Например, мы хотим насытить региональный рынок рыбопродукцией наших производителей по доступным ценам. В этом направлении работют основные партнеры – АТФ и ООО «Архангельская рыбная компания». Благодаря сотрудничеству уже удалось добиться существенного снижения цен на некоторые виды рыбы. Если вы помните, то в прошлом году треска в магазинах Архангельска стоила 135 рублей за килограмм, а сейчас - меньше 100 рублей.
– Может, это результат рыночной конъюнктуры?
– Этот фактор тоже работает, но решающее влияние на ценообразование, я считаю, оказали проводимые нами в обход посредников рыбные ярмарки. Недавно довелось побывать в Мурманске, где, к своему удивлению, я не увидел такого изобилия рыбной продукции в магазинах, как у нас. В этом в первую очередь заслуга АТФ и Архангельской рыбной компании. Отмечу, что Архангельская область занимает первое место по потреблению рыбы на Северо-Западе. В дальнейшем будем добиваться развития в области глубокой переработки рыбы. При общем росте цен на другие продукты будущее именно за ней! Приятно, когда вы приходите в магазин и покупаете, к примеру, стейк трески или семги в индивидуальной упаковке, на которой имеется вся информация о продукте. Время завернутой в целлофан рыбы, где не разберешь, что это: треска, пикша либо минтай с содержанием льда свыше 50% от общего веса, должно уйти в прошлое.
Сейчас совместно с АТФ и Архангельской рыбной компанией мы реализуем проект, которому нет аналогов в России. Используя наши организационные ресурсы и возможности предприятий, мы планируем охватить область сетью мелкооптовых торговых точек. Качественной рыбой по доступной цене нужно обеспечить не только Архангельск, Новодвинск и Северодвинск, но и отдаленные поселки и деревни. Вот-вот откроем такие торговые точки в Березнике, Вельске, Котласе и Холмогорах. Призываем к сотрудничеству и другие предприятия.
– Имеющиеся запасы морской рыбы позволяют рассчитывать на успешность данного проекта?
– Последние несколько лет промысловая ситуация благоприятная. В прошлом году в порт Архангельск нашими рыбаками был доставлен самый большой объем выловленной рыбы за последние годы - свыше 25 тысяч тонн. В текущем году фиксируется рекордный с 1993 года ¬вылов горбуши свыше 50 тонн.
– Кстати, как обстоят дела у находившихся долгое время в состоянии банкротства рыболовецких колхозов?
– Из процедуры банкротства колхозы вышли. Проблемы, как у любого предприятия, остаются, но есть и подвижки. В Северодвинске 4 июня «Звездочка» спустила на воду новый средний морозильный траулер «Койда-2», построенный по заказу колхоза «Освобождение». Прошел модернизацию траулер «Мичуринск» колхоза «Прилив», по словам его председателя – это один из немногих траулеров, работающих в акватории Белого моря, который может производить рыбную продукцию наивысшего качества переработки.
Мешает работать бюрократия. Сегодня рыбаку нужно иметь навыки и бухгалтера, и юриста, чтобы подготовить отчетность по вылову, заполнить промысловые журналы. За любую ошибку контрольно-надзорные органы накладывают многотысячные штрафы. Отчетные документы должны быть понятны для рыбака, поэтому мы ведем работу по их оптимизации.
– В начале лета президент России Владимир ПУТИН подписал закон об аквакультуре, или, иначе говоря, о товарном рыбоводстве - предпринимательской деятельности по содержанию и разведению рыбы. Что нас ждет?
– Мы уже сформировали перечень рыбоводных участков, в отношении которых планируем провести конкурсы. Жаль только, что из закона исключена норма, позволяющая заключать прямые договоры об использовании водных участков с предприятиями, и ранее занимавшимися разведением рыбы. Им тоже придется пройти конкурсную процедуру. Сейчас Минсельхоз России совместно с регионами разрабатывает новый порядок формирования перечня рыбопромысловых участков и проведения конкурсов. С победителями будут заключаться договоры на срок от 5 до 25 лет с условиями охраны водного участка, проведения мелиорации и т.д. Сейчас вот рассматриваем несколько заявок на аренду озер в Шенкурском районе.
– А сколько рыбы добывается во внутренних водоемах?
– Общий объем добычи рыбы предприятиями области ежегодно составляет около 150 тысяч тонн. Вылов во внутренних пресноводных водоемах дает около 300 тонн. Товарное рыбоводство приносит около 100 тонн. Опорных для отрасли точек по рыбоводному товарному производству в области пока немного: три предприятия в Приморском, два хозяйства в Устьянском, одно в Вельском районе. На севере выращивают форель, а на юге занимаются и карпом. У нас огромный водный фонд, но, по сравнению с соседней Карелией, нет нормальной дорожной инфраструктуры. А ведь мало вырастить рыбу, надо еще ее и вывезти. К тому же в Карелии более глубокие озера, а для товарного выращивания рыбы водоем должен быть глубиной не менее 7 метров.
С другой стороны, сегодня сложилась очень благоприятная ситуация для уже работающих рыбоводческих предприятий, занимающихся разведением форели. В результате ограничения импорта норвежской семги в Россию, цена на нее выросла за год с 220 рублей за килограмм до 380 рублей, форель стало выгодно продавать. Если раньше ее отпускная цена была 150-180, то сейчас – 250-270 рублей. А в магазинах форель стоит до 330 рублей.
– Вы пожаловались на отсутствие в новом законе об аквакультуре поблажек для действующих предприятий по производству рыбы, но ведь агентство может выйти с соответствующей законодательной инициативой и скорректировать закон…
– Конечно. Но для этого необходимо время. Некоторые законодательные изменения мы уже провели. Одно время наши рыбколхозы не могли нормально работать из-за разного толкования Росрыболовством и Пограничной службой ФСБ России норм по перегрузке, производству и обработке рыбы на судне во время прибрежной путины. Пограничники считали, что выловленную рыбу по закону нельзя обрабатывать и перегружать в море. Арбитражные суды встали на их сторону. Совместно с коллегами из Мурманской области мы участвовали в подготовке изменений в закон, и теперь рыбаки могут смело обрабатывать рыбу на траулерах.