ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
LEXUS
RAV4

Порт запланирован «не там»? Академия транспорта представила доклад о развитии Севморпути


Андрей САХАРОВ. Фото: Николай Гернет | 17.03.2015 12:04:26

Партия «Справедливая Россия» провела в Архангельске, в научной библиотеке САФУ, конгресс своих депутатов из Заполярья и других регионов, связанных с деятельностью Севморпути. Наиболее интересными и содержательными оказались не столько выступления экспертов, сколько «раздаточный материал»: доклад Международной академии транспорта, в котором предлагается построить в областном центре АЭС и перенести строительство глубоководного порта на юг.

Об арктических перспективах России в последние годы не говорит только ленивый. Вот уже и глобальные планы по освоению и обустройству Арктики сдвинуты из-за финансовых проблем государства на далекую перспективу, однако их обсуждение продолжается с не меньшим энтузиазмом. Конгресс «Справедливой России» так и назывался: «Потенциал развития северных территорий в условиях обострения экономической ситуации». Хотя достаточно бросить взгляд на улицы весеннего Архангельска, чтобы найти более актуальную, пусть и приземленную, тему для разработки программы действий...

«И зачем всех собрали, на нашу грязь смотреть?» -  задал риторический вопрос один из участников конгресса, представлявший принимающую сторону.

Заместитель председателя Государственной Думы, председатель Совета палаты депутатов «СР» Николай ЛЕВИЧЕВ во время пресс-выхода опередил напрашивавшийся вопрос, заявив журналистам, что, несмотря на финансовые сложности в стране в целом и в регионах, про Арктику забывать нельзя, иначе геополитические конкуренты застолбят в ней место, опередив Россию. А собственные резервы для освоения территории, по его мнению, можно изыскать, сократив бюрократический аппарат, прежде всего, в органах власти.

Складывалось впечатление, что истинная цель мероприятия — подготовка почвы для выборов в Госдуму 2016 года, поскольку ничего нового практически не прозвучало: только хорошо известные по другим околоарктическим мероприятиям сентенции, преимущественно об инфраструктурной запущенности Арктической зоны России.

Тем не менее Николай Левичев, пожалуй, одним из первых участников официальных дискуссий об Арктике заявил о том, что в действительности государственной программы ее освоения нет, а все принятые на федеральном уровне документы - не более чем бессистемные декларации. Левичев призвал создать официальный правительственный орган, курирующий эту тему — по примеру Министерства Дальнего Востока.

Правительство Архангельской области на конгрессе представлял советник губернатора Лев ЛЕВИТ. Его выступление сводилось к презентации потенциальных экономических возможностей области, о которых и так всем известно со школьной скамьи, и констатации фактов, к коим областные власти не имеют никакого касательства. Например, появлению на левом берегу Северной Двины, в районе железнодорожного моста, базы крупной московской производственной компании МРТС, специализирующейся на строительстве причальных комплексов, нефтеотгрузочных терминалов, газопроводов и т. д.

В таком же ключе выступила экс-министр экономического развития области, а теперь директор Высшей школы экономики САФУ Ирина ГЛАДЫШЕВА.

В итоге интерес вызвали не столько выступления участников конгресса, сколько раздаточный материал, а именно информационно-аналитический доклад Международной академии транспорта о развитии Северного морского пути (СМП), в котором Архангельской области уделено немало места.

Эксперты академии признают, что Архангельску принадлежит особая роль в освоении Арктики и возрождении устойчивого судоходства  по СМП. Для этого, по их мнению, в дельте Северной Двины необходимо создать систему глубоководных морских грузовых терминалов, доступных для крупнотоннажных судов грузоподъемностью 60-80 тысяч тонн, для организации арктических контейнерных перевозок. Они полагают, что если это будет сделано, через Архангельск как логистический центр дополнительные рынки сбыта получат экспортеры угля с Кузбасса. Причем Мурманск здесь нам не конкурент, независимо от того, будет ли реализован проект «Белкомур»: железнодорожные перевозки дороже крупнотоннажных морских грузопоставок. Строительство Архангельской атомной электростанции, по оценке экспертов, позволит переориентировать «курс» гвинейских бокситов с Черного моря на Архангельск — на переработку с онежскими бокситами в глинозем и алюминий.

Еще один неожиданный вывод авторов доклада состоит в том, что глубоководный порт в Архангельске надо строить не в районе губы Сухое море, а в южной части дельты Северной Двины. Это позволит сэкономить на прокладке железной дороги к Сухому морю.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5