ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Норвежцы защитят российских рыбаков


Ирина МАЛЮТИНА, соб. корр. «БК» в Мурманске | 02.02.2003 09:00:00

В Киркенесе (Норвегия) подписано соглашение о сотрудничестве между Мурманской областной организацией Российского профсоюза работников рыбного хозяйства (МОО РПРРХ), Арктической региональной организацией Российского профсоюза моряков (АРО РПСМ) и Норвежским профсоюзом моряков.

Согласно документу названные выше профсоюзные организации будут совместно подписывать коллективные договоры и соглашения по судам, находящимся в бербоут-чартете у российских компаний.
Цель – проведение единой профсоюзной политики по защите интересов наёмного работника в соответствии с требованиями и правилами Международной федерации транспортников (ITF). В частности, приблизить условия труда, гарантию оплаты, в том числе на случай непредвиденных обстоятельств, к европейским нормам, вплоть до  ареста судна.
Задача - в течение месяца со дня начала переговоров с работодателем-судовладельцем должен быть заключён коллективный договор (тарифное соглашение) с членами экипажа этой компании. В противном случае корабли несговорчивых работодателей в портах Северной Европы будут бойкотированы по всему перечню услуг, вплоть до отказа в выгрузке рыбы. В ближайшей перспективе через региональные профсоюзные организации подписание коллективных договоров распространится и по всему Северному бассейну. Уже есть позитивное начало - ЗАО «Севрыба» и профсоюзы подписали протокол о намерениях.

Бойкот и ультиматум

В начале декабря 2002 года лидер Норвежского профсоюза моряков Свен Торе О“Фалк заявил об объявлении бойкота всем подфлажным российским судам, заходящим в порты Норвегии и других западных стран для сдачи рыбы, с января 2003 года.
«Вместе с российскими моряками мы хотим, чтобы то, что мы делаем, оказало влияние на русских судовладельцев и чиновников, заставило их обратить внимание на бедственное положение экипажей на борту судов. Бойкот заметят от Мурманска до Кремля», - считает Свен Торе О`Фалк. Но прежде чем перейти от слов к делу, норвежские профсоюзы решили сделать ещё одну попытку: посадить за стол переговоров лидеров российских отраслевых профсоюзных организаций, представителей Мурманской областной администрации.

Причины понятны

Можно предположить, что именно ультиматум сподвиг мурманские отраслевые профсоюзы сесть за стол переговоров.
По словам председателя Мурманского обкома РП РРХ Степана Качана, «амбиции и разногласия по методам работы между АРО РПСМ и РПРРХ были отодвинуты на задний план, а во главу угла поставлены интересы моряцкого и рыбацкого сообщества».
«Я считал, что исполнительной власти в Киркенесе на совещании делать нечего. Но полностью изменил своё мнение после окончания переговоров между профсоюзными лидерами», - заявил и председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу Мурманской областной администрации Анатолий Евенко, лично приглашённный на совещание в Норвегию.
Итак, на подготовку к защите законных интересов российских рыбаков в портах Норвегии ушло почти 3 года. А могло уйти и значительно меньше, по теперь уже вполне понятным причинам.

Время «Ч»

По мнению норвежских профсоюзов, основанном на фактах, на большинстве российских рыбопромысловых судов постоянно нарушаются права рыбаков. Условия труда и заработная плата - не выдерживают критики. Из достоверных источников профсоюзам норвежских моряков известно, что есть российские экипажи, где каждый работает за $40 в месяц (!). А это - уже за гранью понимания северных соседей.
В то же время судебные власти Норвегии всё чаще привлекаются в качестве арбитров в трудовых спорах между российскими судовладельцами и рыбаками. Однако норвежские суды не могут принимать к рассмотрению и производству исковые заявления о востребовании с российского судовладельца задержанной или не выплаченной заработной платы в силу отсутствия такового соглашения между приграничными государствами. Норвежские профсоюзы, не раз подключавшиеся к предоставлению помощи российским морякам, брошенным нерадивыми работодателями в порту Киркенеса или Тромсё, взялись 2,5 года назад за более конструктивный метод. А именно - вести работу по заключению тарифных договоров между норвежскими и российскими компаниями. Но эта деятельность не дала положительного результата. Так что объявление бойкота стало крайней мерой.

Матросу - $800 в месяц!

Ежегодное собрание международной организации «Союз моряков» в Рейкьявике в марте прошлого года внесло изменения в документ «Политика по отношению к рыболовству и торговым отношениям с Исландией». Они состоят в том, что теперь любые иностранные суда, заходящие в порты этой страны, не имеющие коллективных договоров, соответствующих стандартам Международной федерации транспортников, будут обязаны в результате действий со стороны федерации принять «Стандартное соглашение МФТ» - то есть иметь на борту коллективные договоры, отвечающие Стандартам МФТ. Эти изменения напрямую связаны с урегулированием отношений между российскими судовладельцами и членами экипажей российских судов. Кроме того, МФТ, учитывая определенные нюансы российского налогообложения и определенные схемы продажи российских биоресурсов, проработала ставку по оплате труда российских рыбаков. Для матроса 1 класса она составит $800 в месяц.

Норвежские гарантии

В октябре 2002 года у западного побережья Норвегии затонуло судно «Isfiell», зафрахтованное месяцем раньше компанией «Samskip» для транспортировки мороженой рыбы из Мурманска и Норвегии в Прибалтику и Европу. На его борту находилось 5 мурманчан. Сразу после происшествия судовладелец решил выплатить российским морякам заработную плату за фактически отработанное время и расторгнуть контракт. Однако они потребовали выплаты страховки, предусмотренной в контракте. Сумма оказалась весьма приличной - $40 тысяч.

Справка «БК»

В Мурманской области на сегодняшний день по системе бербоут-чартера работает 19 рыболовецких кораблей, принадлежащих четырём компаниям.
Всего в Северном бассейне таковых работает 48. На сегодняшний день в портах Норвегии ввиду конфликтной ситуации с работодателем стоит 4 арестованных судна, принадлежащих Мурманску и Архангельску. Норвежские банки и инвесторы около 75% инвестиций выделяют бербоутному чартеру. 120 траулеров являются залоговым имуществом под ссуды, выданные в Норвегии.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  1. Как вы расходуете свободные денежные средства?*

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5