Игорь НОРКО, генеральный директор Северной судостроительной компании | 25.03.2017 02:21:15
Для освоения Арктики необходимы три составляющие: политическая воля, деньги и люди, которые нацелены на конечный результат. Политическая воля есть – она озвучена многократно президентом страны и выражена в документах правительства. Остается понять, где взять две другие составляющие? Время нефтяных триллионов прошло, но денег на освоение Арктики у государства так и не нашлось, в том числе и на строительство «Белкомура». А без него и глубоководный порт не нужен. Это если говорить об Архангельской области…
Откуда возьмутся деньги у государства сейчас – большой вопрос. И я не вижу на него ответа. Государственные компании, такие как «Газпром» и «Роснефть», которые вроде бы и должны заниматься освоением арктического шельфа и, соответственно, больше всех заинтересованы в развитии инфраструктуры Арктической зоны, находят деньги на скупку активов, выплаты миллиардных зарплат и бонусов топ-менеджерам, но не на инфраструктуру в Арктике... Частные нефтяные компании на шельф Арктики не пускают, а без их денег инфраструктуру построить невозможно. Западные нефтяные компании с их огромными финансовыми ресурсами и технологиями по понятным причинам в Арктику в ближайшее время не пойдут.
Что касается человеческого потенциала... Сегодняшнее поколение людей, способных заниматься этой проблемой, выросло в условиях «дикого капитализма», в атмосфере коррупции и окружении министров, губернаторов и полковников с миллиардами «под матрасом». Оно, в большинстве своем, нацелено не на конечный результат, а на занятие хороших должностей, с большими зарплатами, бонусами и «парашютами». Среди них много людей, готовых, в силу образования, возглавлять какие-то проекты, обеспеченные государственным финансированием, но мало кто из них нацелен на то, чтобы эти проекты имели конкретный результат, за который придется нести ответственность. Освоить государевы деньги или деньги госкорпораций – желающих много, а будет или не будет результат – вопрос десятый…
Если говорить о месте Архангельской области в процессе освоения Арктики, то за это место еще придется побороться. Есть глубоководный незамерзающий порт в Мурманске, который логистически расположен менее выгодно, но в него не надо вкладывать триллион рублей, как в случае со строительством «Белкомура» и глубоководного порта в Архангельске.
Есть у нас и другие конкуренты. Сегодня в Ненецком округе уже потратили несколько десятков миллионов рублей бюджетных средств на разработку «Декларации о намерениях инвестирования в строительство грузового порта Индига». Скоро должен быть опубликован этот «смешной» документ, который предполагает государственное финансирование строительства инфраструктуры стоимостью свыше четверти триллиона рублей на территории, где проживает около 1500 человек. Понятно, что это «потемкинская деревня» и на этот порт денег у государства тоже нет. Но объективно этот порт государству обойдется дешевле, чем строительство «Белкомура» вкупе с глубоководным портом в Архангельской области, хотя бы потому, что в строительстве порта в Индиге заинтересованы нефтяные компании и часть затрат они смогут взять на себя. А глубины там достаточные, и это также удешевляет строительство.
Конечно, можно декларировать перед визитом президента в Архангельск, что архангельский глубоководный порт заработает в 2025 году. Наверное, это правильно – публично подтверждать свое желание исполнять «генеральную линию партии», но я занимался вопросом строительства «Белкомура» и глубоководного порта еще 2004-2005 годах, когда работал первым заместителем губернатора Архангельской области по инфраструктурному развитию. До этого, возглавляя нефтяное предприятие, с нулевой отметки построил нефтяной терминал на о. Варандей со всей сопутствующей инфраструктурой, и могу как эксперт уверенно сказать: между желанием построить и возможностями реализовать проект в сегодняшних российских условиях дистанция огромного размера.
Тем не менее я оптимист и поэтому верю, что когда-нибудь мы все же освоим российскую Арктику.