ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

Государство предлагает больше платить за бензин и ездить по хорошим дорогам


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 13.08.2010 01:08:09

На ремонт дорог в стране должны «скидываться» автовладельцы: кто больше ездит, тот, соответственно, больше платит. По такому принципу в России будут действовать федеральный, а затем и региональные дорожные фонды. Они, напомним, были упразднены без малого десять лет назад под лозунгом борьбы с коррупцией. Однако при новой системе прямого бюджетного финансирования в дорожном строительстве произошел обвал.

Неудивительно, что нынешний законопроект, основные идеи которого уже одобрены президентом Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, вызвал большие споры. Предполагается, что главным источником наполнения дорожных фондов будет акциз на горюче-смазочные материалы. Его ставку  планируется повышать постепенно: на один рубль в год в течение трех лет (2011-2013 гг). Только за этот период дополнительный акциз даст федеральной дорожной «копилке» около 537 млрд рублей. По существу, это будут деньги автотранспортников и простых автовладельцев: нефтеперерабатывающие предприятия неизбежно учтут новые расходы в отпускных ценах на ГСМ. Кроме того, как считают в Минсельхозе, нефтепереработчики могут отменить льготные цены для сельских предприятий, что для последних обернется катастрофой.
По предварительным расчетам Минэнерго, литр 92-го бензина подорожает до 28 рублей, литр дизельного топлива - до 24. Транспортный налог при этом не отменяется. Да, регионы получат право полностью обнулить его для владельцев авто мощностью менее 150 лошадиных сил, а для остальных базовые ставки планируется снизить в два раза. Но даже в этом случае следует ожидать роста стоимости проезда в общественном транспорте, цен на товары повседневного спроса...
«За рубежом, если вводится такой акциз, транспортный налог убирают, - говорит председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области Виктор ДОРОНИН (на снимке). - А у нас планируют взимать и то и другое. Что касается тарифов на междугородные и внутригородские перевозки, - они поднимутся несомненно. При этом мы все понимаем: стабильный источник финансирования отрасли необходим. Главное, чтобы деньги использовались рационально и мы, водители, это чувствовали, чтобы не получалось так, что только в мае проводятся конкурсы, а осенью деньги закапываются в асфальт».
По качеству дорожной сети Россия занимает 111 место в мире - по соседству с «середнячками» с африканского континента. Опираясь на данные Росстата, можно подсчитать, что автопарк страны за 15 лет вырос в два с лишним раза, однако на каждую новую машину за этот период построено лишь... три метра дороги с твердым покрытием.

«Дорожные фонды надо восстанавливать как можно скорее, - считает генеральный директор ООО «Севдорстройсервис», депутат Архангельского областного Собрания, почетный дорожник России  Владимир ЛЕВАЧЕВ. - Эта система работает. Даже в 1990-1992 годах, когда в стране сами знаете, что творилось, в нашей области сдавалось более 700 км дорог в год: 300 строил Автодор, около 180 - сельские дорожники, мелиораторы... Да еще лесной комплекс — более двухсот, это даже в расчет не брали. А сейчас строим 10-20 километров в год. Это никуда не годится. На содержание дорог вообще денег не хватает — разве что на подметание».
По словам генерального директора ОАО «Севзапдорстрой», депутата областного Собрания Александра НЕЧАЕВА, после упразднения дорожных фондов областные дороги  практически не ремонтировались, и теперь около 85% из них не соответствуют нормативам.
«Дорожные фонды надо восстанавливать, но не за счет непопулярного налога с оборота, как это было раньше. Платить должен пользователь - этот подход принят во многих странах, и он правильный», - уверен Александр Нечаев.
Ожидается, что повышение стоимости топлива будет постепенным и минимальным: по прогнозам, 1,5-3%. При этом езда по благополучной, ровной дороге дает экономию топлива в 15-20%. А сколько из-за плохого качества дорог теряют в рентабельности предприятия, от которых сегодня зависит наполняемость бюджета? За рубежом транспортная составляющая в себестоимости продукции - 7-8%, у нас 20-30%.
«Недавно мы принимали решение о бюджетных дотациях торговым организациям, которые завозят продукты в населенные пункты, где нет дорожной сети. Зачем? Надо дороги строить. Предложения эти звучат давно, но финансисты не любят «окрашенных» денег - целевых, которые нельзя перенаправить. Вот откуда борьба», - считает Александр Нечаев.

Возврат к системе дорожных фондов позволит к 2015 году привести в нормативное состояние 85% федеральных дорог — такова позиция главы Минтранса Игоря ЛЕВИТИНА. И не только за счет акцизов. В частности, будут введены дополнительные сборы с грузовиков массой более 12 тонн, с иностранных автоперевозчиков и за перевозку тяжеловесных и негабаритных грузов. Кроме того, на среднесрочную перспективу для отрасли будет зарезервировано около 250 млрд руб. Считается, что в таком формате дорожные фонды привлекут частных инвесторов. Впрочем, многого ожидать не стоит: Минтранс обещает лишь не отступать от скромных намеченных планов.
Федеральный дорожный фонд может быть организован по принципу Фонда содействия реформированию ЖКХ — такой вариант в ходе своего визита в Архангельск озвучил  руководитель «Росавтодора» Анатолий ЧАБУНИН. Тогда губернатор Илья МИХАЛЬЧУК отметил, что такой вариант целесообразней, чем формирование региональных дорожных фондов. Есть и контраргументы. «Если Москва сосредоточит в своих руках эти деньги, нам трудно будет чего-либо добиться - придется «бегать» за каждой копейкой», -  сомневается Владимир Левачев.

«Федерация может дать деньги, а может не дать, - говорит Александр Нечаев. - Сложно будет планировать расходы. По моему мнению, должно быть так: исполнительная власть, опираясь на средства дорожного фонда, предоставляет просчитанный план развития сети автомобильных дорог, скажем, на год. А потом эта инвестиционная программа выносится на обсуждение в законодательное собрание региона. Федеральные средства должны использоваться для выравнивания ситуации в субъектах РФ. В Московской области, к примеру, автомобилей в несколько десятков раз больше, чем у нас, а разница в протяженности дорог небольшая. И сколько средств на километр дороги будет там и у нас?»
Как заверил глава Минфина Алексей КУДРИН, уже в 2011 году от повышения акцизов на ГСМ регионы получат 34 млрд рублей, а в 2013-м эта сумма возрастет до 280 млрд. Пока деньги будут зачисляться в федеральный бюджет, а затем распределяться между регионами. С 2012 года средства начнут поступать сразу в бюджеты субъектов, пообещал министр.

Рис.: www.i019.radikal.ru





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5