ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
LEXUS
RAV4

Голубой флажок как оценка условий развития


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 23.11.2008 09:00:00

Архангельская область оказалась на 11-м месте среди 35 регионов России по оценке условий для развития малого и среднего бизнеса в производственном секторе. В сфере услуг область заняла 14-е место. На карте страны 29-й регион пометили голубым флажком, отметив, что Архангельская область занимает серединное положение между регионами-лидерами и отстающими субъектами РФ.

Закрепиться в «середнячках» региону удалось за счет положительного индекса финансовых ресурсов и административных барьеров. А вот по показателям «недвижимость и инфраструктура», «человеческие ресурсы» область находится в группе десяти самых отстающих по этому критерию субъектов РФ.

Эти данные приводятся в результатах исследования «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России «Индекс ОПОРЫ» 2007-2008». Такой анализ общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» проводит ежегодно. Отчет очередного исследования был представлен 19 ноября 2008 года. 
В этом году акцент сделали на анализе условий для развития производственных компаний (в предыдущие годы внимание уделялось больше сектору услуг).

Оценка условий развития опирается на масштабный опрос предпринимателей в регионах. В этот раз было опрошено более 5,5 тысячи респондентов. По сути, исследование является структурированным коллективным мнением значимой части малых и средних предпринимателей. При этом в «Опоре России» подчеркивают, что рейтинг регионов – это не «конкурс красоты» и не оценка деятельности региональных администраций. Это прежде всего инструмент мониторинга качества текущих условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ).

Неожиданные сравнения

В целом индекс условий для развития бизнеса в секторе обрабатывающих производств в Архангельской области оценивается как средний (11-е место). Мы обогнали, например, Новгородскую, Новосибирскую, Белгородскую, Владимирскую, Ярославскую области. По результатам исследования получилось, что условия для развития обрабатывающих производств в Архангельской области аналогичны с условиями в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (10-е и 9-е места соответственно)!

По показателю «человеческие ресурсы» у Архангельской области 27-е место, «недвижимость и инфраструктура» - 33-е, «административные барьеры» - 3-е, «финансовые ресурсы» - 9-е место.

В чем проигрываем?

Если рассматривать конкретные факторы, которые отрицательно сказываются на бизнесе, то в этом списке лидирует доступность земельных участков, что является достаточно серьезной проблемой для предприятий 29-го региона России. Как отмечается в исследовании, степень серьезности этой проблемы зависит от отраслевой специфики. Самые большие трудности с получением земельных участков имеют промышленные предприятия и малые компании сферы услуг.

В сфере недвижимости наибольшие сложности связаны с поиском производственных помещений. В России сложнее всего получить новые производственные помещения предприятиям пищевой промышленности. Меньше проблем у малых предприятий в таких отраслях, как строительство, ЖКХ, производство транспортных средств.
Интересно, что в предыдущем исследовании «Опоры России», в 2006 году, Архангельская область вошла в число десяти регионов-лидеров по сложности получения производственных помещений. За два года ситуация кардинально не изменилась.

Затруднен доступ МСБ и к складским помещениям. Эксперты отмечают, что в ряде регионов ситуация со складами на первый взгляд может показаться противоречивой: при, казалось бы, достаточном количестве свободных складов предприниматели характеризуют их доступность как низкую. Дело в том, что зачастую они не удовлетворяют потребностям современных компаний.

Человеческие ресурсы

Существенной проблемой для большого количества предприятий МСБ является низкая доступность квалифицированных инженеров и других технических специалистов. 27% опрошенных считают, что найти на рынке труда таких работников либо очень сложно, либо вообще невозможно.
Более острой проблемой стал найм квалифицированных рабочих. Здесь 16% опрошенных считают, что найти их сложно, а 29% полагают, что крайне сложно или невозможно.

Источники для развития

Предметом более детального изучения исследования в этом году стала тема доступности финансовых ресурсов для развития бизнеса.
Источником стартового капитала при создании компании в подавляющем большинстве случаев (75%) являются «средства основателей». Некоторое значение имеют и такие источники, как «средства частных инвесторов», не входящих в число учредителей компании, а также банковские кредиты. При этом, как отмечается в анализе «Опоры России», банковские кредиты для физических лиц более значимы, чем кредиты, выдаваемые компаниям.

Государственная поддержка как источник финансирования для бизнеса имеет значение на уровне статистической ошибки – в качестве источника средств для старта бизнеса ее отметили только 3% опрошенных. Также мало используется лизинг. Венчурные фонды пока не работают как источник средств для старта бизнеса или для развития компании.
Как оказалось, российские предприятия МСБ редко обращаются в банки за получением кредита, предпочитая находить иные возможности для финансирования старта и развития – прежде всего, из собственных средств, финансовых ресурсов самой компании или частных лиц.

Банкам не доверяют

Только 30% опрошенных за последние два года подавали заявку на получение банковского кредита. Почему? Назывались такие причины, как отсутствие такой необходимости (43% опрошенных), высокие процентные ставки (20% опрошенных), неудобная процедура получения кредита (8%). И только 7% от не подавших заявки в банк отметили в качестве одной причины отсутствие залога.

Как показали проведенные интервью, проблема, возможно, кроется не в отсутствии необходимости в заемных средствах, а в достаточно распространенном убеждении, что с банками связываться не стоит и лучше найти резервы в собственном бизнесе или обратиться за помощью к знакомым или родственникам. При этом, как показывают результаты опроса, зачастую предприниматели предпочитают брать займы в банке как физические лица, а не от лица компании: во многих случаях кредиты для физических лиц оказываются доступнее и выгоднее.

С другой стороны, недоверие предпринимателей не подтверждается практикой тех, кто все же обратился в банк и потратил время и средства для подготовки заявки. У 75% респондентов, обращавшихся в банк, заявки на получение кредита были удовлетворены, отказ получили 25%.
Чаще всего полученные кредиты используются в России на пополнение оборотного капитала (53%) и на покупку оборудования (47%). На строительство и ремонт зданий кредиты используются только в 155 случаях.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5