Рита ИЛЬИНА | 25.08.2010 01:25:32
Петр ОРЛОВ, Надежда МАКАРОВА и Евгений ГУЧИН высказали свое мнение по поводу доклада Минрегионразвития об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2009 года. Напомним, в рейтинге по общему уровню эффективности наш 29-й регион занимает 82-е место из 83-х.
Петр ОРЛОВ, министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области:
- При оценке эффективности сферы ЖКХ учитывалась степень убыточности отрасли, износ коммунальной инфраструктуры, потери. Действительно, коммунальная инфраструктура региона изношена чрезвычайно: по котельным этот показатель составляет 65%, по электрическим и тепловым сетям - 70 и 67% соответственно. Это следствие хронического недофинансирования отрасли, которая не видела серьезных инвестиций долгие годы.
Сегодня средств, выделяемых муниципальными образованиями и областью, хватает в большей степени только на срочный ремонт наиболее изношенных участков сетей, котельных. Поэтому в данной части оценка Минрегиона совершенно справедлива.
В настоящее время готовится областная программа комплексного реформирования и модернизации ЖКХ на 2011-2015 годы. Программа предполагает привлечение федеральных средств. Поэтому мы надеемся, что информированность министерства о проблемах региона позволит положительно для Архангельской области решить вопрос софинансирования мероприятий программы.
Важное значение в оценке эффективности отрасли отводилось объему прямых дотаций предприятиям ЖКХ. Понятно, что в условиях реформирования отрасли и ее перевода на рыночные отношения поддержка государства должна сводиться к минимуму. Но энергетика и коммунальная отрасль северных районов имеют свою специфику. Здесь стоимость пребывания человека и функционирования предприятий несравнимо выше, чем на юге или в средней полосе.
«Северный завоз», компенсация выпадающих доходов предприятиям энергетики – так называемые «дельта Т» и «дельта Э» – это более 1,5 млрд рублей дополнительных дотаций, без которых стоимость электроэнергии, тепла, а значит, продуктов питания, коммунальных услуг и многого другого была бы у нас в разы выше. Всего лишь один пример. Если не компенсировать из областного бюджета стоимость электроэнергии на Соловках, то жители будут платить за электричество не 2 рубля, а более 20. Поэтому, если сокращать объем дотаций предприятиям, мы получим значительный рост стоимости жизни, особенно в удаленных муниципальных образованиях.
Евгений ГУЧИН, и.о. министра строительства Архангельской области:
- Строительная отрасль является своеобразным барометром экономической ситуации. Поэтому кризисные процессы в мировой экономике начали ощутимо сказываться на строительстве уже в конце 2008 года.
По причине недостатка заказов и из-за неплатежеспособности заказчиков стали снижаться объемы работ, что привело к снижению спроса и на строительные материалы. Многие строительные компании в докризисный период поддерживали свое развитие за счет банковских кредитов, а в кризис начали испытывать серьезные финансовые трудности. При этом банки практически полностью остановили кредитование инвестиционно-строительных проектов. Прибавьте к этому тот факт, что условия кредитования для строительных компаний значительно ужесточились.
Кроме того, привычная ситуация с многомиллионным финансированием строительства жилья из бюджетных источников кардинально изменилась. В нашем регионе финансирование отрасли было сокращено существенно. Этого не скажешь о регионах, которые по данным показателям занимают первые позиции в рейтинге Минэкономразвития. Также была приостановлена реализация ряда целевых программ.
Отсутствие у подрядчиков оборотных средств и привело к столь существенному увеличению «незавершенки» в строительстве.
Что касается увеличения коэффициента доступности жилья (этот показатель определяет, сколько лет потребуется семье для его приобретения при данном уровне дохода), возможности населения сегодня очень ограничены из-за низкой покупательной способности. Ситуация осложнилась позицией организаций-застройщиков, практически не снижающих цены на рынке недвижимости.
Если в 2008 году минимальный ежемесячный совокупный доход семьи, необходимый для приобретения жилья составлял 20 тысяч рублей, а коэффициент доступности жилья – 5,9 года, то по состоянию на 1 января 2010 года эти показатели стали составлять 40 тысяч рублей и 6,5 лет соответственно.
Надежда МАКАРОВА, министр здравоохранения и социального развития Архангельской области:
- В 2009 году главным было не допустить сокращения мер социальной поддержки жителей Архангельской области. И считаю, что с этой задачей регион справился. Но ни о каком реформировании, в том числе и системы здравоохранения, речи не шло. Время было тяжелое, финансирование сокращалось, и перспективы не радовали.
Сегодня можно говорить, что кризис мы преодолели. В этом году первое, что мы сделали – начали работу над программой модернизации всей системы здравоохранения и социальной защиты. И речь идет не только о закупке нового оборудования и ремонтах зданий учреждений здравоохранения. Хотя и это очень важно. Мы говорим об изменении подходов к оказанию качественной медицинской помощи.
Изменена система оплаты труда главных врачей: сегодня она напрямую зависит от качественных показателей работы. Мы договорились с СГМУ о новых подходах к подготовке медицинских кадров, потому что современный специалист нашей отрасли должен обладать более широким спектром знаний, чем это было, например, еще пять лет назад.
Сейчас все усилия министерства сконцентрированы на том, чтобы наша программа модернизации системы здравоохранения попала в федеральный проект и получила многомиллионное финансирование. Это позволит увеличить зарплаты медицинским работникам, полностью информатизировать лечебные учреждения и улучшить условия нахождения пациентов в больницах и поликлиниках области.