ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 15:18

ДЕЛО без ЧЕСТИ, или Как осетинская миссия оказалась невыполнимой (+ видео)


Анна БЕЛЯЕВА | 13.08.2010 08:31:08

Следователи СКП РФ по Архангельской области расследуют «дело Молчанского», возбужденное в отношении вице-губернатора по факту халатности при ремонте школы №5 в Цхинвале. По данным следствия, не освоены по целевому назначению и фактически утрачены денежные средства в сумме более 50 млн рублей. А школу, которая не строится с апреля 2009 года, Россия будет доводить до ума за свои деньги. А это наверняка не один миллион рублей.

Школа №5 в Цхинвале жителям Южной Осетии дорога особенно: здесь расположено мемориальное кладбище защитников республики от грузинской агрессии 1992 года, где похоронено немало героев, спасавших свой народ. А в 2008-м пятую школу разрушали целенаправленно: ведь ее окончил нынешний президент республики Эдуард КОКОЙТЫ.
У здания была пробита крыша. Новая часть школы требовала крупного ремонта, еще больше пострадала старая, 1964 года постройки. Но благодаря кладке в четыре кирпича (все-таки это сейсмоопасная зона) сносить здание и отстраивать новое не пришлось.

О намерении восстановить одну из лучших школ столицы Южной Осетии губернатор Поморья Илья МИХАЛЬЧУК заявил в августе 2008 года. После поездки в разрушенную грузинскими войсками республику глава региона заявил журналистам, что на эти цели будет выделена любая сумма, которая потребуется. Население и организации стали перечислять деньги на благотворительный счет. Клич был брошен по всей области. Несмотря на кризис, собрали почти 82 млн рублей - крупную сумму для богатого ресурсами, но бедного деньгами региона. Губернатор пообещал сдать школу к маю 2009 года.
Первый подрядчик - североосетинская компания «Новый дом» - взялась за дело с энтузиазмом. Правда, начинали работать без утвержденного проекта, но военное время оправдывало это (в нашей новейшей истории немало подобных примеров – так, разве дома для пострадавших от лесных пожаров сейчас возводят со всей документацией?).
Уже к марту 2009 года, сообщали федеральные информагентства, второй корпус был почти готов к сдаче в эксплуатацию: оставались малярные работы, обустройство столовой. Была установлена автономная котельная, активно строился спортзал с бассейном – такого, говорили строители, нет ни в одной школе Цхинвала. Работу этих строителей оценили высоко – они сработали оперативно и качественно. И ни у кого не было и тени сомнения в том, что помощь Архангельска – один из лучших образцов поддержки регионами России попавшей в беду южной республики.

В апреле 2009 года стройка прекратилась. По сути, в рабочем состоянии сейчас находится только одно крыло здания, да и то не полностью – отопление подведено только на два этажа. Третий к приему учеников не готов: чтобы проводить там работы, надо восстановить лестничный марш. Не отремонтирован актовый зал, столовая. Не работает канализация – стоки идут в каменный подвал, вместо десяти туалетов сделаны лишь два, да и то самими осетинами. А спортзал по сей день представляет собой пустую коробку. Такую картину в школе увидел недавно побывавший в Цхинвале руководитель Архангельского регионального общественного спортивного фонда «Согласие» Владислав ЖГИЛЁВ. Он организует совместно с Южной Осетией спортивные мероприятия, активно привлекает благотворителей. И по мнению многих, его вклад в развитие связей между Архангельской областью и Южной Осетией неоценим. То, что работы на объекте не велись и не ведутся, «Бизнес-классу» по телефону подтвердили и педагоги школы.

Почему стройка остановилась? О трудностях с деньгами архангельские чиновники впервые заявили весной 2009 года. Тогда представитель правительства области инженер Алексей ГРИШИН сообщил, что о темпах стройки говорить не приходится, так как возникли проблемы с финансированием. Дескать, в России кризис, и в Поморье тоже.
Но, как выяснилось, проблемы на объекте начались гораздо раньше. С ООО «Новый дом» был заключен, по сути, договор о намерениях. Гендиректор компании Юрий ДЗЕКОЕВ, он же член исполнительного комитета Международного конгресса осетин,  считал, что Михальчук и его зам. Сергей МОЛЧАНСКИЙ сдержат слово чести, ведь речь идет о благотворительной помощи. Подвоха никто не ожидал. Компания Юрия Дзекоева взяла кредит и приступила к работе. Строители трудились на объекте полгода, за и это время был выполнен основной объем работ. Но обладминистрация не рассчиталась с «Новым домом» (им остались должны 20 млн рублей, хотя независимые эксперты говорят, что вообще работ выполнено на гораздо большую сумму), и привела на стройку нового подрядчика – ЗАО «ОлимпКомпани». Эта фирма, чье имя связывают с Молчанским, и которая имела в штате лишь несколько человек, набрала строителей.  Они «освоили» стройматериалы на 2,8 млн. рублей, которые остались от прежнего подрядчика, и оставили объект. Причем именно их работа вызывает больше всего претензий.
Вернут ли долг «Новому дому» - пока не известно. Но Юрий Дзекоев надеется на то, что справедливость восторжествует.

«Нам не хватило каких-то полутора месяцев для того, чтобы завершить работы по школе, - сказал «Бизнес-классу» один из строителей, работавших на объекте. - Видимо, что-то там в голове у архангельских чиновников «перевернулось». Обидно, что не сдали школу. Опозорена область и вся Россия в глазах Южной Осетии».
С этим трудно не согласиться: о «позоре» области – уголовном деле в отношении Сергея Молчанского по факту «халатности», из-за которой из благотворительных средств утеряны 50 млн. рублей – знает каждый. Как сообщили «Бизнес-классу» в СУ СКП РФ по Архангельской области, проводятся следственные мероприятия.
Поэтому говорить о том, что денег на объект попросту не хватило, можно с большой натяжкой. Так, известно, что стройматериалы, которые шли в Осетию вагонами из столицы Поморья, поступали туда бесплатно, а не закупались на благотворительные средства из собранных 82 млн. рублей. Только ЛДК-3 поставил целый вагон досок. Поневоле вспомнишь помощь Михальчука Беслану, куда не довезли 2 миллиона рублей, собранных населением Якутии.
Немало в этой истории и других темных пятен. Например, не известно, куда «ушел» «Ломоносовский класс». Изготовленные для него в Архангельске стенды о жизни ученого (инициативная группа собрала на это 240 тысяч рублей) пропали неизвестно куда, хотя Сергей Молчанский обещал обеспечить их доставку в Цхинвал. По этому поводу были обращения и в прокуратуру, и в адрес президента РФ, но результата нет.
Из-за того, что Архангельск не справился с обещанием достроить школу, в 2009-м ученики, а это более 500 детей, не вовремя начали учебный год: 1 сентября их собрали на линейку и отпустили по домам. Вопрос о частичной достройке здания уже в сентябре 2009-го неоднократно рассматривали власти южной Осетии. В итоге дети пошли в школу с опозданием и, по сути, в неподготовленное для занятий здание.
Учителя и руководство пятой школы не любят, да и не могут, по сути, говорить об этом: им настоятельно рекомендовано не давать официальных комментариев по поводу достройки школы. И это понятно. Многие в Осетии уже не надеются, что область выполнит свое обещание, и не доверяют Михальчуку и его якутскому окружению, но все-таки руководство страны на Архангельск не в обиде. Наш город одним из первых откликнулся на боль осетин. И они не ропщут, а благодарят жителей Поморья за поддержку в самое трудное для маленькой независимой республики время.
И тем не менее, объекты других регионов – детские сады, коттеджные поселки и так далее – выглядят как игрушки. А пятую школу будут достраивать на средства бюджета РФ: по информации Юрия Дзекоева, ее включили в реестр объектов. Подлежащих восстановлении.
«Сейчас появилась реальная возможность достроить объект уже без привлечения благотворительных средств северян. До начала нового учебного года будет проведен окончательный расчет сметы на достройку и определен подрядчик работ. Ориентировочно к Новому году работы в школе могут быть окончательно завершены», - цитирует председателя комитета по  восстановлению Южной Осетии Зураба КАБИСОВА ИА «Rusnord».

P.S. По данным «БК», Сергей Молчанский взял отпуск на несколько месяцев с последующим увольнением и очень вероятно, в ноябре текущего года уже не будет числиться вице-губернатором региона.


От первого лица

Батраз ТАКАЗОВ, председатель Комитета государственного контроля и экономической безопасности Республики Южная Осетия в интервью газете «Южная Осетия», июль 2010 года.

- Каковы самые грубые нарушения по объектам восстановления?

- Во-первых, генподрядчики, которые в основном были определены Межведомственной комиссией, на учет в налоговые органы Южной Осетии не вставали. Хаотическим образом набирались субподрядчики. Югоосетинская сторона мало что решала в этом вопросе. По предложениям, которые еще в конце 2008 года выдвигал наш Комитет - ни одна строительная организация без постановки на налоговый учет не должна получить ни работы, ни финансирования - не было выдержано.
На протяжении 2009 года продолжался произвол. В итоге многие субподрядные организации, получив деньги, в производство запускали небольшую часть, а остальные неизвестно куда девали. С этим разбирается Генпрокуратура. Возбуждено около 20 уголовных дел. Причина одна - эти субподрядные организации не были проверены. Некоторые приехали заработать, а некоторые хапать. Разница большая. Те, которые приехали зарабатывать - работают качественно, честно и добросовестно. И Президент положительно отмечает их работу. А те, которые приехали хапнуть, они хапнули и скрылись, бросив своих рабочих на произвол судьбы без зарплаты, без питания, без средств к существованию. На протяжении 3-5 месяцев им не выплачивается заработная плата.

Много сил приложено правоохранительными органами на поиски скрывшихся подрядчиков. Кое-кого нашли. Неоправданно было опережающее финансирование. Идея эта не югоосетинская. Она была высказана представителем Межведомственной комиссии. К сожалению, сейчас плоды этой системы пожинаем мы. Работ было сдано процентов на 20-30. Субподрядчики не ведут никакой документации.
У меня вопрос к генподрядчикам: «Почему они не требуют правильного оформления документации у субподрядчиков?». Комитет Госконтроля, проанализировав все, пришел к выводу: есть так называемые лимитированные расходы, которые должны оплачиваться только после представления субподрядной организацией документов на перевозку рабочей силы, транспортные расходы, оплату за жилье, технику. Генподрядчику выгодно, чтобы эти документы не представлялись. Он договаривается с субподрядчиками на словах, без договоров, об объемах работы.
Например, вот этот дом надо построить за 5 миллионов рублей, хотя работа стоит 10 миллионов. Субподрядчику ничего не остается как согласиться на выдвинутых условиях. А генподрядчик всю документацию заполняет сам и, естественно, эти 5 миллионов, которые не додали субподрядчику, и лимитированные расходы, которые не оформил субподрядчик, остаются генеральному подрядчику. К сожалению, цифра ущерба, нанесенная Южной Осетии, по нашим подсчетам составляет около 1 миллиарда рублей.

- На одном из заседаний вы доложили, что обнаружили в Северной Осетии склады с гуманитарной помощью, которая реализовывалась. Какие меры приняты по этому факту?

- Да, нашлись 4 склада на территории Северной Осетии. Основная часть содержимого этих складов перевезена уже в РЮО после вмешательства нашего Президента. Российская сторона оказала нам помощь. Виновники найдены и они понесут соответствующее наказание.

{flv}football{/flv}

Фото редакции газеты «Южная Осетия» и www.sevat.ru


Читать другие статьи на эту тему:





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей